Олимпийские игры в древней греции рисунки детей. История олимпийских игр для детей. Как проходили Олимпийские игры в древности

Закончилась очередная олимпиада проходившая на этот раз в бразильском городе Рио-де-Жанейро. А с чего же начиналось олимпийское движение, и как проходили олимпиады в Древней Греции.


1. Истоки Олимпиады


Первые состязания по бегу.

Никто на самом деле не знает, откуда же происходят истоки самых первых игр. Один миф говорит о том, что Геракл (сын Зевса) когда-то провел состязания по бегу в Олимпии и постановил, что они будут повторяться каждые четыре года.

2. Олимпийские Игры и Элевсинские Мистерии


Элевсинские Мистерии.

Олимпийские Игры были одним из двух главных ритуалов в Древней Греции. Другим были Элевсинские Мистерии - обряды посвящения для людей, присоединяющихся к культам Деметры и Персефоны.

3. Храм в Олимпии


Статуя Зевса.

Статуя Зевса являлась одним из семи древних чудес света. Она была помещена в храме в Олимпии - месте, где проводились древние Олимпиады.

4. Путаница во времени


Города-государства Древней Греции.

4-годичный промежуток между Олимпиадами использовался древними греками в качестве меры времени. Эта идея была разработана историком Эфорусом. Ранее каждое греческое государство использовало свой другой метод измерения времени, что приводило к большой путанице.


Бег на 190 метров.

Единственным состязанием на первых Олимпийских играх был «стадий» - бег на 190 метров. Состязание было названо в честь здания, в котором оно проводилось (именно оно и стало прародителем слова «стадион»).

6. Старт с вытянутыми вперед руками


Ничья невозможна.

В отличие от современной начальной позиции бегунов, в Древней Греции они стартовали из положения стоя с вытянутыми вперед руками. Если забег заканчивался ничьей, то назначался повторный забег.

7. Пекарь из Элиды Кореб


Оливковая ветвь.

Победителем первых зарегистрированных Олимпийских игр (в некотором смысле, первый золотой медалист) был Кореб - пекарь из Элиды (области, в которой находилась Олимпия). Он выиграл состязания по бегу в 776 году до нашей эры. Естественно, тогда не вручали никаких золотых медалей, а Кореба наградили оливковой веткой - символическим призом. Что интересно, Олимпия существует до сих пор - в этом городе живут около 150 человек.

8. Гимназия


Дань богам.

Считается, что греческая традиция выступления спортсменов в обнаженном виде началась на играх в 720 г. до н.э. Скорее всего, она была введена спартанцами. Именно от этой практики возникло современное слово «гимназия», которое произошло от греческого слова «gymnos», что означает «обнаженный». Нагота спортсменов считалась данью богам и поощряла эстетическое восприятие мужского тела.

9. «Kynodesme»


Олимпийский минимализм.

Хотя в основном атлеты были обнажены во время игр, вполне возможно, что некоторые носили «kynodesme» - тонкую кожаную полоску, которой плотно обвязывали крайнюю плоть, чтобы наружу не показывалась головка полового члена. Затем эта полоска привязывалась к веревочке, завязанной подобно поясу вокруг талии.

10. Традиция экечеирии


Мораторий на казни, войны, сражения…

На время игр во всей Греции заключалось перемирие («экечеирии») - не допускались смертные казни, войны или сражения. Это было сделано в целях обеспечения безопасности участников и зрителей, приезжающих в Олимпию.

11. Пифийские, Немейские, Истмийские


Ежегодные спортивные соревнования.

Олимпийские игры были не единственными спортивными соревнованиями. В четырехлетний промежуток между ними проводились Пифийские, Немейские и Истмийские игры, но Олимпийские игры были самыми значимыми по статусу.

12. Только на греческом, паракало


Международный статус игр.

Хотя первые игры были «международными» в некотором смысле (в них было разрешено принимать участие всем греческим городам-государствам), в них участвовали только люди, которые разговаривали на греческом языке. В конце концов, к играм также допустили греческие колонии.

13. Гоплитодром


Бег в полном вооружении.

В 520 году до нашей эры в Олимпийские игры было добавлено состязание под названием «гоплитодром», в котором атлеты бежали 400 или 800 метров в полном вооружении с щитами и в шлемах с поножами. Бегуны часто сталкивались друг с другом или спотыкались о щиты, брошенные другими конкурентами.

14. 5 дней Олимпиады


Храм Зевса в Олимпии.

В период своего расцвета игры длились 5 дней. Первые три были предназначены для спортивных мероприятий, в то время как два других дня использовались для ритуалов и торжеств. В последний день все участники посещали праздник, на котором съедали 100 быков (которые были убиты в первый день Олимпиады в качестве жертвы Зевсу).

15. Возрождение Олимпийского движения


Церемония зажжения Олимпийского огня.

В рамках перехода христианства к официальной религии, древние Олимпийские игры были окончательно запрещены либо Феодосием I в 393 г. н.э. либо его внуком Феодосием II в 435 г. н.э.. Следующие Олимпийские игры были проведены только в 1896 году в Афинах, Греция.

Владимир Дергачев

Статуя Зевса Олимпийского (реконструкция)

В Древней Греции выделялись несколько крупных религиозных центров — Дельфы, Афины, Делос, Коринф, Эпидавр и Олимпия.

Среди этих святилищ Олимпия на Пелопоннесе стала знаменитой своим храмом со статуей Зевса (одно из чудес света античного мира), и местом проведения Олимпийских игр. Почему именно в Древней Греции возникла эта традиция?

Олимпия расположена в северо-западной части Пелопоннеса в долине между реками Алфей и её притоком Кладеон. Эта плодородная долина и сегодня сохранила природную красоту. Здесь испытываешь чувство безмятежности и отрешенности от повседневных забот.

Существуют разные версии основания Олимпийских игр. Но бесспорно, что они не случайно появились именно в Древней Греции. Древние греки совершили величайшее открытие всех времен и народов — впервые открыли человеческую душу и дух. И после этого открытия любопытный ум греков начал искать соотношение между телом и душой: «В здоровом теле здоровый дух». Даже советская идеология акцентировала внимание на соотношение души и тела, «чтобы тело и душа были молоды — закаляйся как сталь»

Традиционной датой первой Олимпиады считается 776 год до нашей эры. На время проведения Игр прекращались войны, и устанавливалось перемирие между греческими полисами.

6 - 5 века до нашей эры стали временем наибольшего расцвета Олимпийских игр. В Олимпии в честь выдающихся побед греков в войне с персами был сооружен Храм Зевса Олимпийского со статуей Зевса (на снимке). Это работа знаменитого древнегреческого скульптура Фидия, автора скульптуры Афины-Девы, установленной в Парфеноне в Афинах («Деву» можно увидеть ).

Олимпийские игры, проводимые в честь бога Зевса, постепенно теряли религиозный характер и с угасанием «золотого века» трансформировались в чисто спортивные соревнования, иногда с подкупом судей и коррупцией.

Древний Олимпийский стадион по нынешним меркам имел скромные размеры (беговая дорожка 192 метра и ширина 10 метров).


http://www.dalianidis.ru/wp-content/uploads/2010/06/olympic_stadion11.jpg

Вход на стадион в Олимпии


Фотография из Интернета

Последний (уже не языческий, а христианский) император Римской империи Феодосий запретил проведение олимпийских игр в 394 году. Тысячелетняя традиция была прервана, а в 426 году по приказу Византийского императора храм Зевса Олимпийского был разрушен. Природная стихия (землетрясения 522 и 551 гг., катастрофический разлив реки) окончательно разрушили Олимпию. Руины были погребены под слоем речного ила и песка. Только в 70-е годы 19 века благодаря немецким археологам начались раскопки, и Олимпия была вновь открыта.

Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, но не только религиозным, но и культурным и спортивным центром. Здесь олимпийский оракул давал грекам советы, в храме Зевса хранились важные государственные исторические документы. В Олимпии сооружались великолепные памятники искусства, воспевавшие легендарных героев и идеалы древних греков.

Олимпийские игры стали гимном золотой эпохи Древней Греции, когда сформировался идеал свободной личности, а красота тела атлета сочеталась с нравственностью, мужеством воина и доблести гражданина. Раз в четыре года лучшие атлеты (чистокровные эллины) стекались в Олимпию, чтобы помериться в силе и мужестве. На три месяца объявлялось священное перемирие для всех греческих полисов. Несмотря н торжество греческой демократии вход замужних женщин на Игры был запрещен. Вдруг им понравиться молодой атлет.

Олимпийские игры были величайшим национальным праздником для греков. Во время соревнований совершались торговые сделки, поэты и художники знакомили публику со своими произведениями. Слуги народа (депутаты) от разных греческих полисов соперничали друг с другом в обилии подношений для поддержания чести своего города. Победители соревнований награждались венком из дикой оливы и пальмовой ветвью. Греческие полисы своему олимпийскому чемпионы предоставляли льготы и привилегии, вручали денежную премию.

Олимпийские игры были возрождены в 1896 году благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Олимпийские игры (летние и зимние) проходили в США 8 раз, во Франции — 5 раз, в Великобритании, Германии, Японии, Италии и Канаде по 3 раза. Дважды проводились в Греции и Австралии летние игры и в Австрии, а Швейцарии и Норвегии - зимние игры. Для проведения Игр необходимы существенные финансовые ресурсы, поэтом не удивительно лидерство США, для зимних игр требовались и соответствующие климатические условия.
Российская империя впервые участвовала в Олимпийских играх в 1900 году, которые совместили с Всемирной выставкой в Париже. Советский Союз начал участвовать в летних Играх с 1952 года и в зимних с 1956 года. В 1980 году летние Олимпийские игры прошли впервые в СССР, они бойкотировались по политическим причинам Западом. В феврале 2014 года зимние Игры впервые пройдут в России, которые так же частично бойкотируются уже по половому признаку из-за нежелания Москвой признать однополые браки.

Из тридцати проведенных летних Олимпийский игр американская команда побеждала 16 раз, 6 раз лидерами становилась команда СССР. Учитывая, что Советский Союз принимал участие в Играх с 1952 года до распада, в этот период по числу побед лидировала советская сверхдержава.

Из 21 зимних Игр по семь раз лидировали Норвегия и Советский Союз (с 1956 года). В 2008 году впервые на летних играх в Пекине победу одержала китайская команда, а в 2012 году вновь лидировали США.
Команда демократической России еще ни разу не была абсолютным лидером, в 1996 и 2000 гг. занимала второе место на летних Играх, а в 2004 и 2008 гг. — третье место, на зимних Играх 1998 года — третье место. В 1992 году победила Объединённая команда СНГ.

Штаб-квартира Олимпийского комитета находится в Лозанне (

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнегреческие олимпийские игры

« Все –в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Каждые четыре года в Олимпии- древнем городе Греции, в области Элида на Пелопоннесе проходили олимпийские игры. Первые игры состоялись в 776 году до н.э.

Древние греки создали легенду, о появлении первых Олимпийских игр. По которой Игры основал Геракл. По просьбе царя Злиды Авгия Геракл согласился очистить в один день все его знаменитые конюшни за десятую часть табуна. Авгий согласился. Геракл в срок справился со своим Заданием, изменив русло двух рек, и направив их течение через конюшни. Вода быстро смыла грязь. Но Царь Авгий отказался выполнить своё обещание. Геракл принял решение отомстить царю Элиды за обман.

Через несколько лет Геракл вернулся с большим войском в Элиду, победив в битве Авгия. Собрав своё войско и всю богатую добычу,Геракл принёс жертвы богам и учредил Олимпийские игры, посвятив их Зевсу.

Подготовка к играм Почти за год до начала игр все участники приступали к тренировкам в своём родном городе. Затем атлеты сдавали экзамен судьям (элладоникам). Участвовать в играх могли все свободные греки. Запрещалось участие женщин, лиц негреческого происхождения, рабов. Нарушителей ждала смертная казнь.

На олимпийские игры приезжали жители не только из самой Греции, но и с побережья Малой Азии, из Сицилии. Игры посвящались богу Зевсу. Все прибывшие в Олимпию считались «гостями Зевса» и находились под его защитой. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием В преддверии Олимпиады прекращались все расприи и войны Строго наказывался человек, обидевший путника, идущего на олимпийский праздник Греки страшились проклятья, которое насылалось богами на нарушителя олимпийского перемирия Самым суровым наказанием было отлучение от игр на срок в 1 или 2 Олимпиады

Правила проведения античных игр На первых играх атлеты состязались только в беге на 192,27 м. Эта дистанция называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион» Играми руководили « элладоники », они были и тренерами, и судьями. Победителей называли « олимпиониками ». стадион в Олимпии

Пятиборье - это главное состязание: 1. Бег, 2. Прыжки в длину, 3. Метание копья, 4. Метание диска, 5. Борьба.

Интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали и другие соревнования: - бокс, - соревнования на колесницах - скачки на лошадях

Олимпийский огонь Зажжение олимпийского огня- главный ритуал на церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия.

Первый день: жертвоприношение богам,клятва судей, знакомство участников с судьями и друг с другом. Последующие три дня: состязания атлетов. Пятый день: награждение победителей (олимпиоников) перед храмом Зевса. Пять незабываемых дней

В перерывах между состязаниями выступали поэты, артисты, ораторы и музыканты

Олимпийский девиз: « Citius , altius , fortius » (в переводе с латинского «Быстрее, выше, сильнее» выражает устремления олимпийского движения.

Награды победителям Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из оливковых ветвей старого дерева, которое посадил Геракл. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморных колоннах, вдоль реки Алфей в Олимпии.

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право на свою статую в Олимпии. Его одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя к себе на Родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.

Олимпийские игры и сегодня - символ силы, мира и справедливости

Олимпийская эмблема Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. ЦВЕТА ОЛИМПИЙСКИХ КОЛЕЦ Синий Европа Черный Африка Красный Америка Желтый Азия Зеленый Австралия

Награды современных Олимпийских игр К основным Олимпийским Наградам относятся олимпийские медали. На лицевой стороне медалей с 1928 года Изображается древнегреческая богиня Ника с лавровым венком в руке. На оборотной стороне – вид спорта, в котором участвовал спортсмен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)

Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...

Начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э.
(император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).

1

Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.

Древняя традиция... Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира...

Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар:
"Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".

Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия.

Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.

2. Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.

Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад...".

В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: " Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам,
а своим участием - прославлять свою страну и спорт".

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом!

Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

3

У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто
кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!

4

Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований.

5. В Греции, в Олимпии, состоялась церемония зажжения...


Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.

На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.

Отрывки из книги "Рекорды и мифы Древних Олимпиад" Войцеха Замаровского -
замечательного словацкого популяризатора древности.

Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?

К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях - этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные - на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался - ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье.
...
Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам - первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: "На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти". Это повторяет и Павсаний в десятой книге "Описание Эллады".

Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора "Перечня Олимпийских победителей", написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в "простом" и "двойном" беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он "…мог прыгнуть в длину на 50 стоп". При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид - на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.

Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.

Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.
...
Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой - это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).

Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его
хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду - по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу
100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.

Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в "длинном" беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.

Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид - со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.
...
Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.
...
Бег - главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы - легкие и
сердце. В нем видели средство нравственного воспитания: бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт.
...
Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м).
...
Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.

2. Борцы в древней Греции

Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне "Илиады".

3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.


Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.
Первый победитель пятиборья - фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.
Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин - бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых - борьбы и метания диска.

4. Метание диска

По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.

5. Броск копья


Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних.
(Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое - 220-230 см, то тогдашние копья были короче - 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы.
Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.
...
Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом,
соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.
...
Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.

Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.
...
Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.
...
Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет, живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову.
...
Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны
(плавание, гребля).

В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие - размеры набивного мяча для медицинбола.

Без преувеличения воскрешение Олимпии - одно из прекраснейших деяний человеческих. "

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ

" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские иг­ры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных со­стязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь сто­летий, в ту эпоху, когда на Балканском полу­острове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладель­ческие города-государства Древней Греции. Да­той рождения Олимпийских игр принято счи­тать 776 год до н. э., с которого стали записы­вать имена атлетов, одержавших победу на со­стязаниях. Игры продолжались двенадцать сто­летий - на протяжении всей истории антич­ного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.


Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобраз­ным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть сво­их стад - триста прекрасных белых быков. Ге­ракл за один день очистил «Авгиевы конюш­ни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награ­ды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в крова­вой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, называл­ся Олимп Элидский (по городу Элида, располо­женному в 56 километрах от места победы Ге­ракла над Авгием). Поэтому игры получили на­звание Олимпийских.

На время Олимпийских игр во всем эллин­ском мире объявлялось «священное переми­рие», которое соблюдалось в течение трех ме­сяцев. Под страхом проклятия и немилости бо­гов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нару­шении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на со­стязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпий­ских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и много­численными зрителями, прибывшими в Олим­пию. К участию в играх допускали только сво­бодных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллин­ским богам или за деньги объявлял себя граж­данином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появ­ляться замужним женщинам.

В центральной части Олимпии находился свя­щенный округ - Альтис (что по-гречески озна­чает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окру­женные стеной из белого камня, располага­лись величественный храм Зевса Олимпийско­го, построенный архитектором Либоном в V ве­ке до н. э. храм богини Геры и небольшие зда­ния-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприноше­ний и многочисленные мраморные и бронзо­вые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоно­вой кости и причисленная к семи чудесам света.

Если на заре Олимпийских игр их участни­ками были только атлеты из близлежащих го­родов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и ат­леты из городов-колоний, основанных древне­греческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно ме­нялась не только география игр, но и их спор­тивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь од­ним видом атлетики - бегом на короткую ди­станцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную ди­станции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревно­вание, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на ло­шадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.

К V веку до н. э. окончательно сложился ка­лендарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полно­луние после летнего солнцестояния (что соот­ветствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и кон­ные состязания.

Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого сво­бодного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловоору­женных воинов-гоплитов превышал 30 кило­граммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достига­лись постоянными атлетическими упражнения­ми, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древ­них Афинах человека с нетренированным те­лом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошед­ший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:

«Все на­ше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к са­мым разнообразным видам деятельности, об­ладая изящным и ловким телом».


Так в сознании эллинов сложился идеал раз­носторонне развитой личности, в которой кра­сота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прек­расным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этиче­ские качества гражданина. Средство достиже­ния этого идеала греки видели в гимнастиче­ском воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знамени­тые среди них - Олимпийские игры.

Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными бо­гам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от нало­гов, порой до конца жизни их кормили за об­щественный счет. Самые прославленные скульп­торы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - созда­вали мраморные и бронзовые статуи победите­лей, которые стояли как на площади их род­ного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, укра­шавших краснофигурными росписями велико­лепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.


Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в
конце VI века до н. э., запечатлел на своем кра­тере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно про­водили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник пере­дал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчи­ка-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожо­гов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно скла­дывает плащ - гиматий.

Атлеты Древней Греции и во время упражне­ний, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одеж­ды. Этот обычай появился еще на заре Олим­пиад, когда один из бегунов потерял набедрен­ную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выхо­дили на поле стадиона обнаженными, а элли­ны восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у гре­ков считался показателем здоровья, и совер­шенной пластикой движений.

На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим ат­летов после завершения ежедневной трениров­ки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из ам­фор.

Рисунки на вазах последней трети VI - пер­вой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые вхо­дили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегре­ческий писатель Филострат говорил:

«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награ­ду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».

На краснофигурной вазе, вышедшей из гон­чарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники класси­ческого пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от не­высокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увели­чивало дальность прыжка.

Художники часто показывают на вазах ме­тание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной извест­ностью пользуется статуя Мирона, изобража­ющая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой брон­зовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженно­го борца, найденная вместе с парной ей фигу­рой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние ат­леты боролись не на ковре, а стоя, и для побе­ды нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил бор­ца с атлетически тренированной фигурой, силь­ными руками и цепкими пальцами, словно под­стерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожида­ние и стремительную энергию юного атлета.

В изображениях кулачных бойцов художни­ки подчеркивали массу тела, состоящего, ка­жется, из одних мускулов. В древнем кулач­ном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо за­метны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и пе­ревивали пальцы вместо современной боксер­ской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмени­ваются ударами. У них характерная для древ­них кулачных бойцов поза: левая рука устрем­лена к противнику на уровне его лица, а пра­вая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вооб­ще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не при­знал своего поражения.

К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изо­бразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники это­го вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стреми­лись любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренас­тые использовали ловкие захваты и мгновен­ные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с по­мощью болевого приема. Художник, запечат­левший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.

Проверкой выносливости и мужества буду­щих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобра­зил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.

Рисунки на вазах переносят нас и на иппод­ром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породис­тых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состя­зании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).

Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли поворо­ты, где многое зависело от искусства возни­чего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались не­сколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.

Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпий­ских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день ат­лет получал из рук главного элланодика олив­ковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпий­ского.

Знакомясь со статуями олимпийских победи­телей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохно­венные слова Пиндара:

«Нет более славной по­беды, чем победа на Олимпийских играх».

Б. РИВКИН