Арабские символы и их значение. Лингвистический энциклопедический словарь
09.02.2012 сайтАрабский язык
Арабский язык (на араб. اللغة العربية) относится к семитским языкам и насчитывает около 221 миллиона носителей, проживающих в Афганистане, Алжире, Бахрейне, Чаде, Кипре, Джибути, Египте, Эритрее, Иране, Ираке, Израиле, Иордании, Кении, Кувейте, Ливане, Ливии, Мали, Мавритании, Марокко, Нигере, Омане, Палестинских территориях, Катаре, Саудовской Аравии, Сомали, Судане, Сирии, Таджикистане, Танзании, Тунисе, Турции, ОАЭ, Узбекистане и Йемене.
Существует более 30 разновидностей разговорного арабского языка, среди которых:
- , на котором разговаривает около 50 миллионов человек в Египте. Благодаря популярности фильмов и ТВ-шоу египетского производства этот диалект, очевидно, является самым распространенным.
- , на котором разговаривает около 22 миллионов человек в Алжире.
- Марокканский арабский , на котором разговаривает около 20 миллионов человек в Марокко.
- Суданский арабский , на котором разговаривает около 19 миллионов человек в Судане.
- Саидский диалект , на котором разговаривает около 19 миллионов человек в Египте.
- Севернолевантийский диалект , на котором разговаривает около 15 миллионов человек в Ливане и Сирии.
- Месопотамский диалект , на котором разговаривает около 14 миллионов человек в Ираке, Иране и Сирии.
- Диалект нажди , на котором разговаривает около 10 миллионов человек в Саудовской Аравии, Ираке, Иордании и Сирии.
Арабское письмо
Арабское письмо возникло на основе набатейского арамейского письма. Арабское письмо использовалось с IV в. н.э., но самый ранний документ – надпись на арабском, сирийском и греческом языках – датируется 512 г. н.э. В арамейском языке меньше согласных, чем в арабском языке, поэтому в VII в. появились новые арабские буквы путем добавления точек к уже существующим буквам во избежание неоднозначного толкования. В дальнейшем были введены диакритические знаки для обозначения кратких гласных, но обычно они используются только для того, чтобы без ошибок читать вслух Коран.
Существует две разновидности письменного арабского языка:
- Классический арабский язык – язык Корана и классической литературы. Он отличается от современного стандартного арабского языка по стилю и словарному составу, которые в некоторой степени являются архаическими. Считается, что все мусульмане должны читать Коран на языке оригинала, но многие из них полагаются на перевод для того, чтобы понимать текст.
- Современный стандартный арабский язык – универсальный язык арабоязычного мира, который понимают все носители арабского языка. Это язык, который преимущественно используется для оформления письменных материалов, проведения официальных лекций, ТВ-шоу и т.д.
Кроме того, в каждой арабоязычной стране или регионе есть собственная разновидность разговорного арабского языка. Такие разговорные варианты арабского языка частично появляются в письменной форме в поэзии, мультфильмах и комиксах, пьесах и личной переписке. Существуют также переводы Библии на большинство разговорных вариантов арабского языка.
Для письма на арабском языке использовался также еврейский, сирийский и латинский алфавит.
Особенности арабского письма
- Тип письменности: абджад.
- Направление письма: слова пишутся горизонтально справа налево, цифры – слева направо.
- Количество букв: 28 (арабских) – некоторые дополнительные буквы используются в арабском языке при написании географических названий или иностранных слов, содержащих звуки, которые отсутствуют в стандартном арабском языке (такие как /p/ или /g/).
- Арабское письмо использовалось в следующих языках: арабский, азербайджанский, боснийский, дари, хауса, конкани, кашмири, казахский, курдский, киргизский, малайский, мандекан, мориски, пушту, персидский язык/фарси, панджаби, раджастхани, шабаки, синдхи, сирайки, татарский, таусуг, турецкий, урду, уйгурский.
- Большинство букв меняют свою форму в зависимости от позиции в слове (в начале, середине, конце слова) или если они стоят отдельно.
- Буквы, которые могут писаться слитно, всегда пишутся слитно, как на письме, так и в печатных материалах на арабском языке. Единственное исключение из этого правила – кроссворды и вывески с вертикальными надписями.
- Долгие гласные /a:/, /i:/ и /u:/ представлены буквами ‘alif , yā’ и wāw соответственно
- Диакритические знаки для гласных, которые используются для обозначения кратких гласных, и другие специальные символы используются только в Коране. Менее последовательно они могут встречаться также в религиозных текстах, в классической поэзии, в книгах для детей и людей, изучающих арабский язык, а также иногда в сложных текста во избежание неоднозначного толкования. Иногда диакритические знаки используются с декоративной целью в названиях книг, торговых знаков, на фирменных бланках и т.д.
Арабская вязь
Вышеуказанная транслитерация согласных – это вариант транслитерации ISO 1984 года. Существуют разные способы транслитерации арабского языка.
В таблице демонстрируется то, как буквы меняются в разных позициях.
Арабские диакритические гласные и другие символы
Арабские числительные и цифры
Эти цифры используются на письме в арабском языке и пишутся слева направо. В арабском языке они известны как «индийские цифры» (أرقام هندية arqa-m hindiyyah). Также термин «арабские цифры» используется по отношению к цифрам 1, 2, 3 и т.д.
Первый набор цифр относится к современному стандартному арабскому языку, второй – к египетскому диалекту арабского языка, а третий – к марокканскому диалекту арабского языка.
Происхождение арабского письма берет свое начало от алфавита, созданного финикийцами, которые проживали на побережье, занимавшего территорию нынешнего Ливана, Палестины и Сирии. Так как финикийцы были торговцами, которые вели торговые дела по всему Средиземноморью, то и их алфавит повлиял на развитие алфавитов средиземноморского региона.
Погребальная надпись из Ан-Намара (328г.н.э.)
Финикийское письмо развивалось по нескольким направлениям: одно из них — , а позднее современный латинский алфавит. Другое направление получило свое отражение в арамейском алфавите: который разделился на современный еврейский алфавит и набатейское письмо. От набатейского письма, которое вошло в обиход, начиная со второго века до н.э., на территории современного Иордана, произошло несколько письменных систем, в том числе традиционное арабское письмо и некоторые другие виды арабского письма.
История развития арабской письменности
Обратите внимание, что ранний арабский алфавит не имеет точек (1), в то время как в современном арабском письме они есть. Эти точки появились позднее, чтобы помочь тем, кто изучает , научиться отличать звуки (в раннем арабском алфавите было 15 различных букв для обозначения 28 звуков).
Но позднее были введены огласовки и гамза (2), которые уже начинают встречаться на письме со второй половины седьмого века. Изначально, это делалось с помощью системы красных точек, которые по преданию были введены Умайадом (Umayyad) – правителем Ирака. Тем не менее, их легко было спутать с точками, различающими буквы (3), поэтому 100 лет спустя, была принята система, которая существует и поныне.
Благодаря влиянию ислама, арабский алфавит стал одной из самых распространенных систем письма в мире, которую можно встретить в регионах Африки, Западной и Центральной Азии, а также у этнических общин в Восточной Азии, в Европе и Америке. Изначально используемый для записи арабского языка, арабский алфавит был принят в ряде других языков: персидский, пушту, урду и другие.
В общих чертах, существует два варианта арабского алфавита: куфическое письмо и насх. Куфический шрифт имеет угловатые черты, что говорит о том, что его использовали для записи на таких твердых поверхностях как дерево и камень, в то время, как насх имеет черты курсива. Куфический шрифт – самый древний из арабских шрифтов , так как его использовали на заре появления ислама для записи первых копий Корана. Ниже приводится пример куфического письма. Это часть мемориальной таблички, датируемой 11 в.н.э., найденная в Толедо, Испания (на территории некогда принадлежавшей арабам).
К 11 в. появился шрифт насхи, который постепенно вытеснил куфический шрифт, в то время популярное письмо для переписывания Корана, а также составления иной письменной документации. Современный арабский алфавит развился именно из куфического стиля письма.
Ниже дается арабский алфавит, записанный шрифтом насхи.
Одна из характерных черт арабского алфавита: различные формы написания одной буквы. В зависимости от положения буквы в слове: в начале слова, конце, или середине (промежуточная форма). Следует заметить, что если слово состоит из одной буквы, используется изолированная форма буквы для написания.
Как и в других алфавитах, произошедших от протосинайского письма, в арабском нет букв, обозначающих гласные. Тем не менее, существует система огласовки. Краткие гласные представлены диакритическими знаками над или под буквой (см.ниже). Долгие гласные представлены с помощью диакритических знаков для обозначения кратких гласных плюс буквы alif , wa: w , ya: для обозначения звуков , ,и , соответственно. (Примечание: в следующем примере, большая точка не является диакритическим знаком, но частью буквы nun )
Помимо огласовки, в арабском алфавите есть также несколько других диакритиков. Гамза , похожая на C, обозначает твердый приступ (для обозначения твердого приступа использовалась буква alif , но теперь она стала своего рода «заполнителем» в словах, начинающихся с гласной). Для гамза нужна «опорная» буква (alif , wa: w и ya: ). Еще один диакритический знак: suku: n , который похож на кружок и ставится над буквой для обозначения отсутствия гласного. И наконец, диакритический знак shadda , который похож на букву W, указывает на удвоение согласного.
Арабская система чисел :
Очень интересный ресурс по изучению арабского алфавита, написание и звучание (аудио) —
Арабское (алифба по-арабски) консонантное (то есть пишутся только согласные буквы) буквенное написание, употребляемое для арабского языка и некоторых других, является одной из сложнейших систем письменности на данный момент. Современное арабское письмо - многовекторное явление. Однако арабские иероглифы очень активно вытесняется из ареала коммуникации, где существует другой официальный язык.
Сущность арабского письма
Характерные особенности арабского письма:
- Левосторонняя направленность - письмо традиционно идет справа налево.
- Множество надстрочных и также подстрочных точек - диакритики, которая была создана для распознавания слабо отличимых букв и для создания новых знаков.
- Курсивный тип написания, отсутствие «положений» и заглавных литер. Причем курсив (слитность) не последователен: некоторые арабские иероглифы соединяются с остальными либо исключительно слева, либо исключительно справа.
- Аллография - изменение вида букв. Это зависит от их позиции в слове - в конце, середине, начале либо отдельно.
Современный арабский алфавит состоит из двадцати восьми согласных и полугласных букв, а также из диакритических знаков в виде надстрочных или подстрочных точек, кружков, черточек, встроенных в алфавитную систему после принятия ислама либо для распознавания некоторых согласных букв и звуков, либо для обозначения гласных с целью более точной передачи текста священного Корана.
История арабского письма.
В науке считается, что арабская письменность возникла на базе набатейского письма (четвертый в. до н.э. - первый в. н.э.), однако не нужно отбрасывать со счетов и древнюю традицию сирийского письма, а также стилевую близость букв из священной книги "Авеста".
Таким образом, арабица возникла еще до появления такой мировой религии, как Ислам. В Советском Союзе письменность на основе арабского письма была запрещена в 1928 году указом ЦИК и Совнаркома, а авторы модернизированной арабицы репрессированы. Интересным фактом является тот, что нигде за исключением Татарской ССР, замена арабской графики (алифбы ) латинскими буквами (яналиф ) не вызвала большого сопротивления. Согласно статистике, около семи процентов населения планеты использует арабские иероглифы.
Арабский язык: его мировое значение
Арабский язык (арабский вариант اللغة العربية, читается как "al-luġa al-ʿarabiya") является языком семитской ветви афро-азиатской языковой семьи. Количество говорящих на данном языке и его диалектах составляет приблизительно около триста миллионов (как первый язык), и ещё около пятидесяти миллионов человек употребляет арабский в качестве второго языка для коммуникации. Классический арабский — язык священного Корана — постоянно употребляется в религиозных процессиях и молитвах приверженцами мусульманства по всему свету (общая численность мусульман около полутора миллиардов). С древнейших времен он выделялся существенной диалектной разветвленностью и разнообразностью.
Диалекты арабского языка
Современный разговорный арабский делится на пять диалектных подгрупп, по своей сути, являющихся отдельными языками с филологической точки зрения:
- Магрибские варианты диалектов.
- Суданско-египетские диалекты.
- Иракско-месопотамские диалекты.
- Аравийская группа диалектов.
- Цетрально-азиатские группы диалектов.
Магрибский диалект относится к западной группе, другие — к восточной группе диалектов арабского языка. Арабские диалекты являются государственными в двадцати двух восточных странах, которые присвоили ему статус официального и используют в административных учреждениях и судах.
Коран как основа арабицы
В арабских мифах великий Аллах создал буквы и передал их Адаму, утаивая от ангелов. Создателем арабского письма иногда считается не умеющий писать и читать пророк Мухаммед, либо его личный помощник.
Согласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо формируется в г. Хира, главном городе Дахмидского государства, и приобретает дальнейшее развитие в середине седьмого века, при первичной записи Корана (651 г.).
Коран (с арабского языка переводится как قُرْآن - прочитать) может также публиковаться под названиями Священная книга или Благостное слово. В нем сто четырнадцать не связанных по смыслу глав (сур по-арабски). Суры в свою очередь составлены из аятов (стихов) и расположены в порядке убывания количества аятов.
В 631 году н.э. было основано военно-религиозное государство Арабский Халифат, и арабская письменность приобретает мировое значение, и на данный момент она доминирует на Ближнем Востоке. Столицей арабского языковедения являлся Ирак (города Басра и Куфа).
В седьмом веке житель Басры Абул-Асуад-ад-Дуали ввел в арабские иероглифы дополнительные символы для написания кратких гласных. Приблизительно в этот же временной отрезок Наср ибн-Асым и Яхья ибн-Ямара изобрел систему для различения ряда похожих по письму графем.
В восьмом веке житель города Басра Аль-Халиль ибн-Ахмед улучшил написание кратких гласных. Его система дошла до современности и применяется в основном при написании текстов Корана, лирических и учебных текстов.
Арабские иероглифы и их значение
Наиболее известными примерами арабицы являются следующие слова:
- الحب - любовь;
- راحة - комфорт;
- السعادة - счастье;
- الازدهار - благополучие;
- فرح - радость (позитивное настроение);
- الأسرة - семья.
Арабские иероглифы с переводом на русский легко найти в академических профессиональных словарях. В арабском языке очень много оригинальных почерков (от арабского языка خط hatṭ «линия»), наиглавнейшим из которых являются:
Арабские иероглифы с переводом
Рассмотрим некоторые примеры арабских слов. Арабские иероглифы и их значение на русском всегда даются с транскрипцией для правильного произношения.
Англичане | ||
Англичанин | ﺇﻨﺟﻟﺯﻯ |
|
Англичанка | Инглизэя | ﺇﻨﺟﻟﺯﻴﺔ |
Инглитера | ﺇﻨﺟﻟﺘﺮ |
|
Апельсины | Буртукали | ﺒﺭﺘﻗﺎﻝ |
Апельсины (второе значение) | Буртукан | ﺒﺭﺘﻗﺎﻦ |
Сейделия | ﺼﯿﺪﻠﯿﺔ |
|
Арабский классический |
Разнообразие арабских почерков
На протяжении многих веков укоренился стереотип арабской письменности -направление букв построиться в линию, по обеим частям которой непропорционально пишутся точки. Есть мнение, что арабское письмо повлияло на появление современных письменных систем стенографии и кодирования.
Множество почерков арабского языка возможно объяснить также его специфическими особенностями и диалектным разнообразием. В окружности магрибского написания некоторые ученые обнаружили берберо-ливийское влияние, в диагональности "насталик" - наследие авестийской письменности.
Очень выраженные квадратные очертания арабское письмо получает в основном в Центральной Азии, где, возможно, были ознакомлены с китайским квадратным почерком шанфан-дачжуань, а также с тибетской системой письменности пакба. Многие системы письменности повлияли на арабские иероглифы. Фото арабицы можно найти как в статье, так и в специальной литературе.
Арабский язык является в настоящее время наиболее распространенным из группы семитических языков и принадлежит к южной ее ветви. Пика своего совершенства арабский язык достиг с ниспосланием заключительного Божественного Писания, Священного Корана, перед красотой и величием которого преклонялись многие знатоки слова того времени. Всевышний Господь оповещает:
«Мы низвели его Кораном на арабском языке, в котором нет ни малейшего изъяна. Быть может, в сердцах людей пробудится набожность пред Богом» (см.: ).
Современный литературный арабский язык, ставший результатом постепенного развития классического арабского языка, распространен во многих странах мира, общая численность населения которых превышает 100 млн. человек.
Наряду с литературным арабским языком, являющимся единым и общим государственным языком во всех арабских странах, существуют также местные арабские диалекты. В противоположность литературному языку, объединяющему не только всех арабов, но и образованных мусульман мира, диалекты и говоры имеют узкоместное, территориальное значение.
В фонетическом отношении литературный арабский язык характеризуется обширной системой согласных фонем, в особенности гортанных, эмфатических и межзубных. Гласных фонем в нем шесть: три кратких и три долгих.
В грамматическом отношении арабский язык, как и другие семитические языки, характеризуется значительным развитием флективности и относится к группе флективных языков. В основе каждой грамматической формы лежит трехсогласный (реже четырехсогласный) корень. Формообразование слов происходит в основном за счет внутреннего структурного изменения слова.
Арабское письмо
Арабский алфавит состоит из 28 букв, отображающих на письме только согласные звуки. Специальных букв для написания гласных звуков в арабском письме нет. Но ввиду того что в арабском языке различаются краткие и долгие гласные, некоторые буквы, служащие для начертания согласных звуков, используются для передачи на письме долгих гласных. Краткие гласные передаются на письме с помощью огласовок.
Таким образом, система арабского письма основана на письменном изображении лишь согласных звуков, а гласные, входящие в состав слова, восполняются читающим в процессе чтения в зависимости от значения слова и его роли в предложении.
Буквы арабского алфавита характеризуются тем, что каждая из них имеет, в зависимости от её позиции в слове, несколько начертаний: самостоятельное, начальное, срединное и конечное. Характер написания буквы зависит от того, соединяется ли она с обеих сторон с частями данного слова или только справа.
Из 28 букв алфавита 22 соединяются с обеих сторон и имеют четыре формы написания, а 6 остальных – только справа, имея при этом лишь две формы написания.
По характеру написания основных элементов большинство букв арабского алфавита можно объединить в несколько групп. Буквы одной и той же группы имеют одинаковый начертательный «скелет» и отличаются друг от друга лишь наличием и местоположением так называемых диакритических точек. Буквы либо не имеют точек вообще, либо имеют одну, две или три точки, которые могут стоять над буквой или под ней. Между собой буквы связываются с помощью соединительных черточек.
Печатное и письменное начертания букв арабского алфавита принципиально не отличаются. В арабском алфавите нет прописных букв.
Огласовки
Система арабского письма предусматривает передачу лишь согласных и долгих гласных звуков. Краткие гласные на письме не изображаются. Однако для уточнения характера кратких гласных в определенных случаях, например, в Священном Коране, пророческих преданиях, учебных пособиях, они обозначаются с помощью специальных подстрочных или надстрочных знаков, называемых огласовками.
Огласовка ставится над или под буквой, обозначающей согласный звук. В арабском языке имеются три огласовки:
− «Фатха»
Огласовка «фатха» ставится над буквой в форме наклонной черточки َ_ и передает краткий гласный звук [а]. Например: بَ [ба], شَ [ша].
− «Кясра»
Огласовка «кясра» ставится под буквой в форме наклонной черточки ـِ и передает краткий гласный [и]. Например: بِ [би], شِ [ши].
− «Дамма»
Огласовка «дамма» ставится над буквой в форме запятой ـُ и передает краткий гласный [у]. Например: بُ [бу], شُ [шу].
− «Сукун»
Отсутствие гласного звука после согласного обозначается значком, именуемым «сукуном». «Сукун» пишется виде ـْ и ставится над буквой. Например: بَتْ [бат], بِتْ [бит], بُتْ [бут].
К дополнительным значкам в арабском языке относится знак «шадда», обозначающий удвоение согласного звука. «Шадда» пишется в виде русской прописной буквы «ш». Например: بَبَّ [бабба], بَتِّ [батти]
Транскрипция
Ввиду того что в арабском языке между системой изображения слов на письме и их звуковым составом имеется существенная разница, в практических целях прибегают к так называемой транскрипции. Транскрипция – это передача звуков языка с помощью принятых условных знаков или букв того же или другого языка, снабженных, в случае необходимости, дополнительными значками.
В настоящем учебнике в качестве знаков транскрипции арабских звуков принят русский язык. Для изображения тех звуков, которых нет в русском языке, некоторые русские буквы снабжены дополнительными значками: черточкой и точкой под буквой. Черточка указывает на межзубный согласный звук, а точка – на твердый звук.
Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры - VII в. н. э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, ещё во времена Мухаммада и первых халифов. Уже в протоарабском алфавите наблюдаются ярко выраженные черты, характерные для классического арабского письма: один и тот же знак мог относиться к двум или трём фонемам, которые впоследствии стали различаться между собой дополнительными знаками, над- или подстрочными, в виде диакритических точек. Для обозначения согласных в дальнейшем стали использовать знак шадда или ташдид. Огласовки появились ещё позднее. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков. Орфография возникла чуть позднее: необходимость в огласовании текста назрела к концу VII века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского. К сожалению, точно датировать появление алфавита сложно, но всё указывает на доисламский период происхождения.
Отличительные особенности:
Мусульманская каллиграфия - область декоративного художественного искусства как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут Ислама, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка, что в рамках апофатической традиции предполагает даже превращение в абстрактный образ при потере первоначального значения, позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны можно говорить о двух функциях каллиграфии - художественно-декоративной и религиозно-мистической.
Каллиграфия по-арабски - «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное - использовалось в ежедневных общеупотребительных записях и в дальнейшем стало основой для почерка «насх».
Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, всё остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом деле две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведённых примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерки в их первоначальном виде - иными словами, докурсивный и домонументальный - были схожи между собой.
«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твёрдых материалах - на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, т. е. на мягком материале, тогда как почерк/почерки Корана - нечто среднее между первым и вторым почерком. И кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определённо ясно одно: монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм и более подходит для широкого использования.
Обращаясь к истории арабской письменности, ко времени зарождения каллиграфии, необходимо рассмотреть как мусульманские, так и широко известные европейские источники. У Ибн ан-Надима мы встречаем упоминание четырёх «первописьменностей»: макки, мадани, басри и куфи, названия которых происходят от места их распространения - Макка, ал-Мадина, Басра и Куфа. Заметим, что отличительной чертой макки является наклон алифа вправо внизу у основания, выдающиеся вертикальные линии букв алиф (ﺍ), лам (ﻝ) и лам-алиф (ﻻ), высокие вертикали та’ (ط) и каф (ک) и едва уловимый наклон почерка вправо. У почерка мадана существует 3 разновидности, для одной из которых - мудаввар - характерны круглые петли букв вав (ﻭ), фа’ (ﻑ), каф (ﻕ), мим (ﻡ), ‘айн (ع), гайн (غ)и конечной ха’ (ﻩ). Относительно почерка куфи сразу начинается путаница. Исследователи, в том числе Аида С. Ариф, ссылаясь на арабских авторов, обозначают некий синтетический ранний монументальный тип - хира-куфический. Характерные особенности этого почерка - тяжеловесность, короткие и жирные линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту.
Принято выделять шесть основных почерков:
1. Куфи -الكوفي - из г. Куфы
2. Сульс - الثلث - «одна треть»
3. Насх - النسخ - «копировальный»
4. Та’лик - التعليق - его же ещё именуют «фарси» (персидский) - «комментарий, комментаторский»
5. Дийвани - الديواني - «канцелярский»
6. Рика’ - الرقعة - «лоскутный»
Мастера арабской каллиграфии:
- Первым великим каллиграфом считается Абу Али ибн Мукла (272г. хиджры/886г. - 328/940г.).
- Абу-л-Хасан Али б.Хилaл - род. 413г. хиджры/1022г. Прозвище «Ибн ал Баввaб» переводится как «сын дворецкого», дословно - «сын того, кто открывает дверь». Ученик Ибн Муклы.
- Йакут ал-Муста‘сими, ум. 698г. хиджры/1298 г. н.э. - последний ученик Ибн ал Бавваба.
Первым известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби Хаййаз , легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях трудно судить, поскольку не сохранилось никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке, каллиграф Готба изобрёл 4 каллиграфических стиля - мекканский, мединский, басрийский и куфи , названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно. Существует версия, что эта легенда о происхождении ранних почерков получила распространение в связи с идеологическим конфликтом различных сект внутри исламской общины. Некоторые историки предполагают, что искусным каллиграфом был зять Мухаммада Али , но и здесь нет палеографических доказательств.
Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочению власти халифа, расширилась каста писцов (куттāб), каллиграфов-секретарей и администраторов. Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию. Сакральный куфи отошёл в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов»: Ибн лы, Мук, Ибн ал-Баввāба и Йакута ал-Муста‘сими.