Арабские символы и их значение. Лингвистический энциклопедический словарь

09.02.2012 сайт

Арабский язык

Арабский язык (на араб. اللغة العربية) относится к семитским языкам и насчитывает около 221 миллиона носителей, проживающих в Афганистане, Алжире, Бахрейне, Чаде, Кипре, Джибути, Египте, Эритрее, Иране, Ираке, Израиле, Иордании, Кении, Кувейте, Ливане, Ливии, Мали, Мавритании, Марокко, Нигере, Омане, Палестинских территориях, Катаре, Саудовской Аравии, Сомали, Судане, Сирии, Таджикистане, Танзании, Тунисе, Турции, ОАЭ, Узбекистане и Йемене.

Существует более 30 разновидностей разговорного арабского языка, среди которых:

  • , на котором разговаривает около 50 миллионов человек в Египте. Благодаря популярности фильмов и ТВ-шоу египетского производства этот диалект, очевидно, является самым распространенным.
  • , на котором разговаривает около 22 миллионов человек в Алжире.
  • Марокканский арабский , на котором разговаривает около 20 миллионов человек в Марокко.
  • Суданский арабский , на котором разговаривает около 19 миллионов человек в Судане.
  • Саидский диалект , на котором разговаривает около 19 миллионов человек в Египте.
  • Севернолевантийский диалект , на котором разговаривает около 15 миллионов человек в Ливане и Сирии.
  • Месопотамский диалект , на котором разговаривает около 14 миллионов человек в Ираке, Иране и Сирии.
  • Диалект нажди , на котором разговаривает около 10 миллионов человек в Саудовской Аравии, Ираке, Иордании и Сирии.

Арабское письмо

Арабское письмо возникло на основе набатейского арамейского письма. Арабское письмо использовалось с IV в. н.э., но самый ранний документ – надпись на арабском, сирийском и греческом языках – датируется 512 г. н.э. В арамейском языке меньше согласных, чем в арабском языке, поэтому в VII в. появились новые арабские буквы путем добавления точек к уже существующим буквам во избежание неоднозначного толкования. В дальнейшем были введены диакритические знаки для обозначения кратких гласных, но обычно они используются только для того, чтобы без ошибок читать вслух Коран.

Существует две разновидности письменного арабского языка:

  1. Классический арабский язык – язык Корана и классической литературы. Он отличается от современного стандартного арабского языка по стилю и словарному составу, которые в некоторой степени являются архаическими. Считается, что все мусульмане должны читать Коран на языке оригинала, но многие из них полагаются на перевод для того, чтобы понимать текст.
  2. Современный стандартный арабский язык – универсальный язык арабоязычного мира, который понимают все носители арабского языка. Это язык, который преимущественно используется для оформления письменных материалов, проведения официальных лекций, ТВ-шоу и т.д.

Кроме того, в каждой арабоязычной стране или регионе есть собственная разновидность разговорного арабского языка. Такие разговорные варианты арабского языка частично появляются в письменной форме в поэзии, мультфильмах и комиксах, пьесах и личной переписке. Существуют также переводы Библии на большинство разговорных вариантов арабского языка.

Для письма на арабском языке использовался также еврейский, сирийский и латинский алфавит.

Особенности арабского письма

  • Тип письменности: абджад.
  • Направление письма: слова пишутся горизонтально справа налево, цифры – слева направо.
  • Количество букв: 28 (арабских) – некоторые дополнительные буквы используются в арабском языке при написании географических названий или иностранных слов, содержащих звуки, которые отсутствуют в стандартном арабском языке (такие как /p/ или /g/).
  • Арабское письмо использовалось в следующих языках: арабский, азербайджанский, боснийский, дари, хауса, конкани, кашмири, казахский, курдский, киргизский, малайский, мандекан, мориски, пушту, персидский язык/фарси, панджаби, раджастхани, шабаки, синдхи, сирайки, татарский, таусуг, турецкий, урду, уйгурский.
  • Большинство букв меняют свою форму в зависимости от позиции в слове (в начале, середине, конце слова) или если они стоят отдельно.
  • Буквы, которые могут писаться слитно, всегда пишутся слитно, как на письме, так и в печатных материалах на арабском языке. Единственное исключение из этого правила – кроссворды и вывески с вертикальными надписями.
  • Долгие гласные /a:/, /i:/ и /u:/ представлены буквами ‘alif , yā’ и wāw соответственно
  • Диакритические знаки для гласных, которые используются для обозначения кратких гласных, и другие специальные символы используются только в Коране. Менее последовательно они могут встречаться также в религиозных текстах, в классической поэзии, в книгах для детей и людей, изучающих арабский язык, а также иногда в сложных текста во избежание неоднозначного толкования. Иногда диакритические знаки используются с декоративной целью в названиях книг, торговых знаков, на фирменных бланках и т.д.

Арабская вязь

Вышеуказанная транслитерация согласных – это вариант транслитерации ISO 1984 года. Существуют разные способы транслитерации арабского языка.

В таблице демонстрируется то, как буквы меняются в разных позициях.

Арабские диакритические гласные и другие символы

Арабские числительные и цифры

Эти цифры используются на письме в арабском языке и пишутся слева направо. В арабском языке они известны как «индийские цифры» (أرقام هندية arqa-m hindiyyah). Также термин «арабские цифры» используется по отношению к цифрам 1, 2, 3 и т.д.

Первый набор цифр относится к современному стандартному арабскому языку, второй – к египетскому диалекту арабского языка, а третий – к марокканскому диалекту арабского языка.

Происхождение арабского письма берет свое начало от алфавита, созданного финикийцами, которые проживали на побережье, занимавшего территорию нынешнего Ливана, Палестины и Сирии. Так как финикийцы были торговцами, которые вели торговые дела по всему Средиземноморью, то и их алфавит повлиял на развитие алфавитов средиземноморского региона.

Погребальная надпись из Ан-Намара (328г.н.э.)

Финикийское письмо развивалось по нескольким направлениям: одно из них — , а позднее современный латинский алфавит. Другое направление получило свое отражение в арамейском алфавите: который разделился на современный еврейский алфавит и набатейское письмо. От набатейского письма, которое вошло в обиход, начиная со второго века до н.э., на территории современного Иордана, произошло несколько письменных систем, в том числе традиционное арабское письмо и некоторые другие виды арабского письма.

История развития арабской письменности

Обратите внимание, что ранний арабский алфавит не имеет точек (1), в то время как в современном арабском письме они есть. Эти точки появились позднее, чтобы помочь тем, кто изучает , научиться отличать звуки (в раннем арабском алфавите было 15 различных букв для обозначения 28 звуков).

Но позднее были введены огласовки и гамза (2), которые уже начинают встречаться на письме со второй половины седьмого века. Изначально, это делалось с помощью системы красных точек, которые по преданию были введены Умайадом (Umayyad) – правителем Ирака. Тем не менее, их легко было спутать с точками, различающими буквы (3), поэтому 100 лет спустя, была принята система, которая существует и поныне.

Благодаря влиянию ислама, арабский алфавит стал одной из самых распространенных систем письма в мире, которую можно встретить в регионах Африки, Западной и Центральной Азии, а также у этнических общин в Восточной Азии, в Европе и Америке. Изначально используемый для записи арабского языка, арабский алфавит был принят в ряде других языков: персидский, пушту, урду и другие.

В общих чертах, существует два варианта арабского алфавита: куфическое письмо и насх. Куфический шрифт имеет угловатые черты, что говорит о том, что его использовали для записи на таких твердых поверхностях как дерево и камень, в то время, как насх имеет черты курсива. Куфический шрифт – самый древний из арабских шрифтов , так как его использовали на заре появления ислама для записи первых копий Корана. Ниже приводится пример куфического письма. Это часть мемориальной таблички, датируемой 11 в.н.э., найденная в Толедо, Испания (на территории некогда принадлежавшей арабам).

К 11 в. появился шрифт насхи, который постепенно вытеснил куфический шрифт, в то время популярное письмо для переписывания Корана, а также составления иной письменной документации. Современный арабский алфавит развился именно из куфического стиля письма.

Ниже дается арабский алфавит, записанный шрифтом насхи.

Одна из характерных черт арабского алфавита: различные формы написания одной буквы. В зависимости от положения буквы в слове: в начале слова, конце, или середине (промежуточная форма). Следует заметить, что если слово состоит из одной буквы, используется изолированная форма буквы для написания.

Как и в других алфавитах, произошедших от протосинайского письма, в арабском нет букв, обозначающих гласные. Тем не менее, существует система огласовки. Краткие гласные представлены диакритическими знаками над или под буквой (см.ниже). Долгие гласные представлены с помощью диакритических знаков для обозначения кратких гласных плюс буквы alif , wa: w , ya: для обозначения звуков , ,и , соответственно. (Примечание: в следующем примере, большая точка не является диакритическим знаком, но частью буквы nun )

Помимо огласовки, в арабском алфавите есть также несколько других диакритиков. Гамза , похожая на C, обозначает твердый приступ (для обозначения твердого приступа использовалась буква alif , но теперь она стала своего рода «заполнителем» в словах, начинающихся с гласной). Для гамза нужна «опорная» буква (alif , wa: w и ya: ). Еще один диакритический знак: suku: n , который похож на кружок и ставится над буквой для обозначения отсутствия гласного. И наконец, диакритический знак shadda , который похож на букву W, указывает на удвоение согласного.

Арабская система чисел :

Очень интересный ресурс по изучению арабского алфавита, написание и звучание (аудио) —

Арабское (алифба по-арабски) консонантное (то есть пишутся только согласные буквы) буквенное написание, употребляемое для арабского языка и некоторых других, является одной из сложнейших систем письменности на данный момент. Современное арабское письмо - многовекторное явление. Однако арабские иероглифы очень активно вытесняется из ареала коммуникации, где существует другой официальный язык.

Сущность арабского письма

Характерные особенности арабского письма:

  1. Левосторонняя направленность - письмо традиционно идет справа налево.
  2. Множество надстрочных и также подстрочных точек - диакритики, которая была создана для распознавания слабо отличимых букв и для создания новых знаков.
  3. Курсивный тип написания, отсутствие «положений» и заглавных литер. Причем курсив (слитность) не последователен: некоторые арабские иероглифы соединяются с остальными либо исключительно слева, либо исключительно справа.
  4. Аллография - изменение вида букв. Это зависит от их позиции в слове - в конце, середине, начале либо отдельно.

Современный арабский алфавит состоит из двадцати восьми согласных и полугласных букв, а также из диакритических знаков в виде надстрочных или подстрочных точек, кружков, черточек, встроенных в алфавитную систему после принятия ислама либо для распознавания некоторых согласных букв и звуков, либо для обозначения гласных с целью более точной передачи текста священного Корана.

История арабского письма.

В науке считается, что арабская письменность возникла на базе набатейского письма (четвертый в. до н.э. - первый в. н.э.), однако не нужно отбрасывать со счетов и древнюю традицию сирийского письма, а также стилевую близость букв из священной книги "Авеста".

Таким образом, арабица возникла еще до появления такой мировой религии, как Ислам. В Советском Союзе письменность на основе арабского письма была запрещена в 1928 году указом ЦИК и Совнаркома, а авторы модернизированной арабицы репрессированы. Интересным фактом является тот, что нигде за исключением Татарской ССР, замена арабской графики (алифбы ) латинскими буквами (яналиф ) не вызвала большого сопротивления. Согласно статистике, около семи процентов населения планеты использует арабские иероглифы.

Арабский язык: его мировое значение

Арабский язык (арабский вариант اللغة العربية‎, читается как "al-luġa al-ʿarabiya") является языком семитской ветви афро-азиатской языковой семьи. Количество говорящих на данном языке и его диалектах составляет приблизительно около триста миллионов (как первый язык), и ещё около пятидесяти миллионов человек употребляет арабский в качестве второго языка для коммуникации. Классический арабский — язык священного Корана — постоянно употребляется в религиозных процессиях и молитвах приверженцами мусульманства по всему свету (общая численность мусульман около полутора миллиардов). С древнейших времен он выделялся существенной диалектной разветвленностью и разнообразностью.

Диалекты арабского языка

Современный разговорный арабский делится на пять диалектных подгрупп, по своей сути, являющихся отдельными языками с филологической точки зрения:

  • Магрибские варианты диалектов.
  • Суданско-египетские диалекты.
  • Иракско-месопотамские диалекты.
  • Аравийская группа диалектов.
  • Цетрально-азиатские группы диалектов.

Магрибский диалект относится к западной группе, другие — к восточной группе диалектов арабского языка. Арабские диалекты являются государственными в двадцати двух восточных странах, которые присвоили ему статус официального и используют в административных учреждениях и судах.

Коран как основа арабицы

В арабских мифах великий Аллах создал буквы и передал их Адаму, утаивая от ангелов. Создателем арабского письма иногда считается не умеющий писать и читать пророк Мухаммед, либо его личный помощник.

Согласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо формируется в г. Хира, главном городе Дахмидского государства, и приобретает дальнейшее развитие в середине седьмого века, при первичной записи Корана (651 г.).

Коран (с арабского языка переводится как قُرْآن - прочитать) может также публиковаться под названиями Священная книга или Благостное слово. В нем сто четырнадцать не связанных по смыслу глав (сур по-арабски). Суры в свою очередь составлены из аятов (стихов) и расположены в порядке убывания количества аятов.

В 631 году н.э. было основано военно-религиозное государство Арабский Халифат, и арабская письменность приобретает мировое значение, и на данный момент она доминирует на Ближнем Востоке. Столицей арабского языковедения являлся Ирак (города Басра и Куфа).

В седьмом веке житель Басры Абул-Асуад-ад-Дуали ввел в арабские иероглифы дополнительные символы для написания кратких гласных. Приблизительно в этот же временной отрезок Наср ибн-Асым и Яхья ибн-Ямара изобрел систему для различения ряда похожих по письму графем.

В восьмом веке житель города Басра Аль-Халиль ибн-Ахмед улучшил написание кратких гласных. Его система дошла до современности и применяется в основном при написании текстов Корана, лирических и учебных текстов.

Арабские иероглифы и их значение

Наиболее известными примерами арабицы являются следующие слова:

  • الحب - любовь;
  • راحة - комфорт;
  • السعادة - счастье;
  • الازدهار - благополучие;
  • فرح - радость (позитивное настроение);
  • الأسرة - семья.

Арабские иероглифы с переводом на русский легко найти в академических профессиональных словарях. В арабском языке очень много оригинальных почерков (от арабского языка خط‎‎ hatṭ «линия»), наиглавнейшим из которых являются:

Арабские иероглифы с переводом

Рассмотрим некоторые примеры арабских слов. Арабские иероглифы и их значение на русском всегда даются с транскрипцией для правильного произношения.

Англичане

Англичанин

ﺇﻨﺟﻟﺯﻯ

Англичанка

Инглизэя

ﺇﻨﺟﻟﺯﻴﺔ

Инглитера

ﺇﻨﺟﻟﺘﺮ

Апельсины

Буртукали

ﺒﺭﺘﻗﺎﻝ

Апельсины (второе значение)

Буртукан

ﺒﺭﺘﻗﺎﻦ

Сейделия

ﺼﯿﺪﻠﯿﺔ

Арабский классический

Разнообразие арабских почерков

На протяжении многих веков укоренился стереотип арабской письменности -направление букв построиться в линию, по обеим частям которой непропорционально пишутся точки. Есть мнение, что арабское письмо повлияло на появление современных письменных систем стенографии и кодирования.

Множество почерков арабского языка возможно объяснить также его специфическими особенностями и диалектным разнообразием. В окружности магрибского написания некоторые ученые обнаружили берберо-ливийское влияние, в диагональности "насталик" - наследие авестийской письменности.

Очень выраженные квадратные очертания арабское письмо получает в основном в Центральной Азии, где, возможно, были ознакомлены с китайским квадратным почерком шанфан-дачжуань, а также с тибетской системой письменности пакба. Многие системы письменности повлияли на арабские иероглифы. Фото арабицы можно найти как в статье, так и в специальной литературе.

Арабский язык является в настоящее время наиболее распространенным из группы семитических языков и принадлежит к южной ее ветви. Пика своего совершенства арабский язык достиг с ниспосланием заключительного Божественного Писания, Священного Корана, перед красотой и величием которого преклонялись многие знатоки слова того времени. Всевышний Господь оповещает:

«Мы низвели его Кораном на арабском языке, в котором нет ни малейшего изъяна. Быть может, в сердцах людей пробудится набожность пред Богом» (см.: ).

Современный литературный арабский язык, ставший результатом постепенного развития классического арабского языка, распространен во многих странах мира, общая численность населения которых превышает 100 млн. человек.

Наряду с литературным арабским языком, являющимся единым и общим государственным языком во всех арабских странах, существуют также местные арабские диалекты. В противоположность литературному языку, объединяющему не только всех арабов, но и образованных мусульман мира, диалекты и говоры имеют узкоместное, территориальное значение.

В фонетическом отношении литературный арабский язык характеризуется обширной системой согласных фонем, в особенности гортанных, эмфатических и межзубных. Гласных фонем в нем шесть: три кратких и три долгих.

В грамматическом отношении арабский язык, как и другие семитические языки, характеризуется значительным развитием флективности и относится к группе флективных языков. В основе каждой грамматической формы лежит трехсогласный (реже четырехсогласный) корень. Формообразование слов происходит в основном за счет внутреннего структурного изменения слова.

Арабское письмо

Арабский алфавит состоит из 28 букв, отображающих на письме только согласные звуки. Специальных букв для написания гласных звуков в арабском письме нет. Но ввиду того что в арабском языке различаются краткие и долгие гласные, некоторые буквы, служащие для начертания согласных звуков, используются для передачи на письме долгих гласных. Краткие гласные передаются на письме с помощью огласовок.

Таким образом, система арабского письма основана на письменном изображении лишь согласных звуков, а гласные, входящие в состав слова, восполняются читающим в процессе чтения в зависимости от значения слова и его роли в предложении.

Буквы арабского алфавита характеризуются тем, что каждая из них имеет, в зависимости от её позиции в слове, несколько начертаний: самостоятельное, начальное, срединное и конечное. Характер написания буквы зависит от того, соединяется ли она с обеих сторон с частями данного слова или только справа.

Из 28 букв алфавита 22 соединяются с обеих сторон и имеют четыре формы написания, а 6 остальных – только справа, имея при этом лишь две формы написания.

По характеру написания основных элементов большинство букв арабского алфавита можно объединить в несколько групп. Буквы одной и той же группы имеют одинаковый начертательный «скелет» и отличаются друг от друга лишь наличием и местоположением так называемых диакритических точек. Буквы либо не имеют точек вообще, либо имеют одну, две или три точки, которые могут стоять над буквой или под ней. Между собой буквы связываются с помощью соединительных черточек.

Печатное и письменное начертания букв арабского алфавита принципиально не отличаются. В арабском алфавите нет прописных букв.

Огласовки

Система арабского письма предусматривает передачу лишь согласных и долгих гласных звуков. Краткие гласные на письме не изображаются. Однако для уточнения характера кратких гласных в определенных случаях, например, в Священном Коране, пророческих преданиях, учебных пособиях, они обозначаются с помощью специальных подстрочных или надстрочных знаков, называемых огласовками.

Огласовка ставится над или под буквой, обозначающей согласный звук. В арабском языке имеются три огласовки:

− «Фатха»

Огласовка «фатха» ставится над буквой в форме наклонной черточки َ_ и передает краткий гласный звук [а]. Например: بَ [ба], شَ [ша].

− «Кясра»

Огласовка «кясра» ставится под буквой в форме наклонной черточки ـِ и передает краткий гласный [и]. Например: بِ [би], شِ [ши].

− «Дамма»

Огласовка «дамма» ставится над буквой в форме запятой ـُ и передает краткий гласный [у]. Например: بُ [бу], شُ [шу].

− «Сукун»

Отсутствие гласного звука после согласного обозначается значком, именуемым «сукуном». «Сукун» пишется виде ـْ и ставится над буквой. Например: بَتْ [бат], بِتْ [бит], بُتْ [бут].

К дополнительным значкам в арабском языке относится знак «шадда», обозначающий удвоение согласного звука. «Шадда» пишется в виде русской прописной буквы «ш». Например: بَبَّ [бабба], بَتِّ [батти]

Транскрипция

Ввиду того что в арабском языке между системой изображения слов на письме и их звуковым составом имеется существенная разница, в практических целях прибегают к так называемой транскрипции. Транскрипция – это передача звуков языка с помощью принятых условных знаков или букв того же или другого языка, снабженных, в случае необходимости, дополнительными значками.

В настоящем учебнике в качестве знаков транскрипции арабских звуков принят русский язык. Для изображения тех звуков, которых нет в русском языке, некоторые русские буквы снабжены дополнительными значками: черточкой и точкой под буквой. Черточка указывает на межзубный согласный звук, а точка – на твердый звук.

Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры - VII в. н. э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, ещё во времена Мухаммада и первых халифов. Уже в протоарабском алфавите наблюдаются ярко выраженные черты, характерные для классического арабского письма: один и тот же знак мог относиться к двум или трём фонемам, которые впоследствии стали различаться между собой дополнительными знаками, над- или подстрочными, в виде диакритических точек. Для обозначения согласных в дальнейшем стали использовать знак шадда или ташдид. Огласовки появились ещё позднее. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков. Орфография возникла чуть позднее: необходимость в огласовании текста назрела к концу VII века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского. К сожалению, точно датировать появление алфавита сложно, но всё указывает на доисламский период происхождения.

Отличительные особенности:

Мусульманская каллиграфия - область декоративного художественного искусства как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут Ислама, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка, что в рамках апофатической традиции предполагает даже превращение в абстрактный образ при потере первоначального значения, позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны можно говорить о двух функциях каллиграфии - художественно-декоративной и религиозно-мистической.

Каллиграфия по-арабски - «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное - использовалось в ежедневных общеупотребительных записях и в дальнейшем стало основой для почерка «насх».

Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, всё остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом деле две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведённых примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерки в их первоначальном виде - иными словами, докурсивный и домонументальный - были схожи между собой.

«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твёрдых материалах - на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, т. е. на мягком материале, тогда как почерк/почерки Корана - нечто среднее между первым и вторым почерком. И кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определённо ясно одно: монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм и более подходит для широкого использования.

Обращаясь к истории арабской письменности, ко времени зарождения каллиграфии, необходимо рассмотреть как мусульманские, так и широко известные европейские источники. У Ибн ан-Надима мы встречаем упоминание четырёх «первописьменностей»: макки, мадани, басри и куфи, названия которых происходят от места их распространения - Макка, ал-Мадина, Басра и Куфа. Заметим, что отличительной чертой макки является наклон алифа вправо внизу у основания, выдающиеся вертикальные линии букв алиф (ﺍ), лам (ﻝ) и лам-алиф (ﻻ), высокие вертикали та’ (ط) и каф (ک) и едва уловимый наклон почерка вправо. У почерка мадана существует 3 разновидности, для одной из которых - мудаввар - характерны круглые петли букв вав (ﻭ), фа’ (ﻑ), каф (ﻕ), мим (ﻡ), ‘айн (ع), гайн (غ)и конечной ха’ (ﻩ). Относительно почерка куфи сразу начинается путаница. Исследователи, в том числе Аида С. Ариф, ссылаясь на арабских авторов, обозначают некий синтетический ранний монументальный тип - хира-куфический. Характерные особенности этого почерка - тяжеловесность, короткие и жирные линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту.

Принято выделять шесть основных почерков:

1. Куфи -الكوفي - из г. Куфы

2. Сульс - الثلث - «одна треть»

3. Насх - النسخ - «копировальный»

4. Та’лик - التعليق - его же ещё именуют «фарси» (персидский) - «комментарий, комментаторский»

5. Дийвани - الديواني - «канцелярский»

6. Рика’ - الرقعة - «лоскутный»

Мастера арабской каллиграфии:

  1. Первым великим каллиграфом считается Абу Али ибн Мукла (272г. хиджры/886г. - 328/940г.).
  2. Абу-л-Хасан Али б.Хилaл - род. 413г. хиджры/1022г. Прозвище «Ибн ал Баввaб» переводится как «сын дворецкого», дословно - «сын того, кто открывает дверь». Ученик Ибн Муклы.
  3. Йакут ал-Муста‘сими, ум. 698г. хиджры/1298 г. н.э. - последний ученик Ибн ал Бавваба.

Первым известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби Хаййаз , легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях трудно судить, поскольку не сохранилось никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке, каллиграф Готба изобрёл 4 каллиграфических стиля - мекканский, мединский, басрийский и куфи , названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно. Существует версия, что эта легенда о происхождении ранних почерков получила распространение в связи с идеологическим конфликтом различных сект внутри исламской общины. Некоторые историки предполагают, что искусным каллиграфом был зять Мухаммада Али , но и здесь нет палеографических доказательств.

Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочению власти халифа, расширилась каста писцов (куттāб), каллиграфов-секретарей и администраторов. Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию. Сакральный куфи отошёл в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов»: Ибн лы, Мук, Ибн ал-Баввāба и Йакута ал-Муста‘сими.