Бывший фермер приобретает кафе в городе. Общяга социалогия. Социальная сфера общественной жизни. В. Принятие социальной роли носит личностную окраску

Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц)

Национальная политика в Российской Федерации основывается на соответствующих законодательных актах, главным из которых является Конституция РФ. Основными принципами и нормами этой политики, закреплёнными в Конституции РФ, являются: равноправие и самоопределение народов, а также субъектов Федерации вне зависимости от их национального состава (ст. 5); равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и т. д. (ст. 19); свобода определять и указывать свою национальную принадлежность и свободный выбор языка общения (ст. 26); право граждан РФ иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) (ст. 62); гарантии права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68); гарантия прав коренных малочисленных народов (ст. 69); защита прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72); учёт исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления и др.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ? В практическом виде проблема определения, к какому этносу относится тот или иной человек (а точнее, относится ли он к «своему» этносу или другому), решается довольно легко, потому что у людей накоплен опыт, как различать представителей тех или иных этносов по внешним, но чаще – по стереотипным культурно-поведенческим признакам. Вот что пишет об этом исследователь этнической истории нашей страны историк Л. Н. Гумилёв: «В трамвай входят четыре человека – одинаково одетых, одинаково хорошо говорящих по-русски и т. д. Допустим, один из них русский, а другие – кавказец, татарин и латыш из Прибалтики. Есть между ними разница или нет? Казалось бы, каждому понятно, что есть. Однако один мой оппонент заявил, что, если между ними не произойдёт какого-нибудь глупого, надуманного национального конфликта, никто и не узнает, что между ними есть разница, и вообще реально её нет. „Нет, – ответил я, – никакого национального конфликта здесь может и не быть“. Любое событие вызовет у этих людей разную реакцию. Влезает, например, в тот же трамвай буйный пьяный и начинает хулиганить. Что произойдёт? Ну, русский, конечно, посочувствует, скажет: „Ты, керюха, выйди, пока не забрали“. Кавказец не стерпит и даст в зубы. Татарин отойдёт в сторону и не станет связываться. Западный человек немедленно вызовет милиционера. Это четыре совершенно разных стереотипа поведения! Итак, именно стереотипы поведения у разных этносов всегда более или менее различны, но и эти различия при близких условиях жизни часто скрадываются».

ЧТО ТАКОЕ СОБОРНОСТЬ? Соборность центральное понятие русской религиозно-философской мысли. Это единство общего (социального) и единичного (личного). Соборность выражает, как отмечал философ А. С. Хомяков (1804–1860), который ввёл это понятие в философский обиход, «возможность собирания множества в единство». Причём единство в данном случае нельзя уподобить груде песчинок или кирпичам, уложенным в стену. Соборность – это «единство свободное и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви». Философ Л. П. Карсавин (1882–1952) писал, что «соборность – это симфония, гармоничная согласованность». П. А. Флоренский (1882–1937) сравнивал соборность с многоголосой русской песней, при исполнении которой допускается свобода голосов при сохранении гармонического единства; в ней единство достигается внутренним взаимопониманием, приветствуется импровизация, которая не разлагает целого.

1. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми?

2. Существует мнение, что в нашей стране, в отличие от Западной Европы, преобладает тенденция к национальному обособлению, а не к интеграции. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите примеры межэтнических конфликтов, возникавших в благополучных, экономически развитых странах. Объясните, в чём причина таких конфликтов.

4. Какие причины сыграли наиболее важную роль в возникновении конфликтов на территории бывшего СССР? Согласны ли вы с тем, что большинство этих конфликтов вызваны не этническими факторами?

5. Что важнее: право нации на самоопределение или суверенитет и территориальная целостность государства? Обоснуйте свой ответ.

§ 12. Глобальные проблемы человечества

ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? Это такие проблемы, от решения которых зависит само существование человечества. Они заявили о себе во второй половине XX – начале XXI в. Глобальные проблемы имеют общемировой (глобальный – отсюда и название) характер и непосредственно касаются всех народов и государств. Нельзя откладывать их решение, поскольку они являются угрозой для самого существования человечества.

Многие аналогичные проблемы вставали перед людьми и раньше. Так, о пагубности военных конфликтов говорили ещё античные авторы. А в Средние века в периоды междоусобных войн христианская церковь не раз призывала к «Божьему миру» между государствами Европы.

Проблемы войны и мира, как и другие острые проблемы, обострялись по мере продвижения человечества по пути прогресса. Интенсивное развитие промышленного производства в XX в. и появление атомного оружия поставили человечество на край гибели.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. Одна из глобальных проблем современности – сохранение мира, устранение угрозы атомной войны. Важные шаги в этом направлении уже делаются: подписаны соглашения о нераспространении ядерного оружия, страны договариваются о сокращении стратегических вооружений и т. д. Но эти шаги во многом технические, совершаемые на государственном уровне. А главный успех в их претворении зависит от усилий тысяч и миллионов людей доброй воли.

Одна из важнейших глобальных проблем, которой в последнее время уделяется всё большее внимание, – экологическая. Экология – это наука, всесторонне изучающая вопросы воздействия человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества. Экологическая политика сосредоточена на предотвращении и минимизации вредных воздействий хозяйственной деятельности, направлена на охрану окружающей природной среды, рациональное и эффективное использование природных ресурсов, сохранение экологического равновесия. Огромный вред природе наносят промышленные предприятия, электростанции, испытания новейшего оружия и т. п. Достаточно сказать, что в воды Мирового океана ежегодно выливают до 10 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Например, в 2010 г. авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе близ берегов США привела к экологической катастрофе во всём регионе.

Каждый человек в состоянии внести свою лепту в улучшение состояния окружающей среды. В наши дни уже недостаточно лозунгов, призывающих «не мусорить», «не ломать» и «не засорять». На первое место выходят активные действия в помощь природе. Если вы столкнулись с фактами губительного, варварского отношения к природным богатствам, следует обращаться в органы природоохраны, в полицию, прокуратуру. Тем более что в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена серьёзная ответственность за экологические преступления. Предметом возбуждения уголовных дел могут стать: нарушение правил охраны окружающей среды при производственных работах, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, порча земли, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов и др.

Как и во всём мире, в России с каждым годом расширяется массовое демократическое движение за сохранение природы – движение «зелёных». Однако, участвуя в этом движении, не следует огульно препятствовать из любви к природе промышленному строительству, армейским учениям и т. д. Коллективные формы охраны природы очень важны, но основную пользу могут принести индивидуальные усилия каждого из нас.

Преодоление отсталости слаборазвитых стран (главным образом африканских и азиатских), обеспечение их экономического развития являются ещё одной важной глобальной проблемой. Речь идёт о преодолении комплексной отсталости: повышение уровня жизни, обеспечение продовольствием, развитие науки и образования. В ряде стран Африки и Латинской Америки часть населения постоянно недоедает, многие лишены медицинской помощи. Детская смертность здесь в четыре раза выше, чем в благополучных государствах. Сегодня 80 % землян не имеют приемлемых жилищных условий, 70 % – неграмотны или малограмотны. Без решения проблемы отсталости слаборазвитых стран нельзя удовлетворительно решить и другие глобальные проблемы современности. А эта проблема станет поддаваться решению, когда люди Земли по-настоящему ощутят себя единым человеческим родом.

Отчасти связана с проблемой отсталости ряда стран демографическая проблема. Парадокс её заключается в том, что рост населения наблюдается в странах экономически наиболее отсталых, а его убыль – в государствах «золотого миллиарда». Отдельным аспектом демографической проблемы является иммиграция из слаборазвитых стран в экономически процветающие или развивающиеся страны. Дело в том, что избыточному населению в бедных государствах Африки, Азии и Латинской Америки не хватает местных наличных ресурсов и оно вынуждено перемещаться в те страны, где есть шанс физически выжить (в основном в страны Европы). А если учесть, что период удвоения населения в этих странах равен 20–25 годам, то очевидно, что в дальнейшем поток голодных иммигрантов будет постоянно возрастать. Особенно сложная ситуация складывается с нелегальной иммиграцией. Нелегалы устремляются прежде всего в те государства, в законодательстве которых не предусмотрены меры по регулированию иммиграции (возможность выдворения нелегалов и др.). К таким странам относится, к сожалению, и Россия.

В экономически развитых государствах, таких как, например, Германия, Франция, Великобритания, испытывается недостаток в рабочих кадрах, восполняемый за счёт привлечения иностранцев. В результате в Европе меняется демографическая картина: здесь процент выходцев из Азии и Африки становится всё значительнее. По подсчётам специалистов, если данная тенденция сохранится, то вскоре количество иностранных рабочих превысит число коренных жителей.

В России убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) объясняется явным ухудшением социально-экономических условий жизни большинства граждан.

В последнее время поистине глобальный масштаб приобрела проблема борьбы с терроризмом. Взрывы посольств, торговых и культурных центров, убийства политических деятелей, нападения на армейские части мешают стабильному развитию мировых процессов, ставят мир на грань, как минимум, локальных войн, способных перерасти в крупномасштабные военные конфликты. Для нашей страны особое значение в этом отношении приобрела антитеррористическая операция в Чечне.

В сентябре 2001 г. США подверглись чудовищной террористической атаке: были разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, погибли тысячи людей. Вместе со зданиями был разрушен миф о том, что некоторые страны (например, Соединённые Штаты, считавшие себя за океаном в безопасности) могут оказаться вне поля действий международных террористов. Теракты, чудовищные по своим последствиям, были совершены в Испании, Франции, Англии и России.

Таким образом, в начале XXI в. человечество оказалось перед новыми проблемами, многие из которых представляют серьёзную угрозу человечеству. Ещё раз перечислим их. Это необходимость спасения мира от всепожирающего военного пожара, который может произойти в одной из «точек нестабильности». Это экологическая угроза. Это угроза перенаселения экономически слаборазвитых регионов мира и массовой миграции избыточного населения Юга в страны Севера. В результате возникает демографическая проблема нарушения естественных пропорций коренного населения и иммигрантов.

Это угроза разрастания конфликтов на религиозно-этнической почве (и неурегулированных территориальных споров). Например, таких, как ближневосточное противостояние Израиля и арабских стран, балансирование на грани войны и мира Индии и Пакистана, конфликт в Северной Ирландии и т. д. Это угроза терроризма, в основе которого лежит комплекс социальных противоречий эпохи глобализации. Это угроза экономических кризисов, связанных с исчерпанием мировых запасов полезных ископаемых, и прежде всего энергетических ресурсов: нефти, газа, угля.

Это угроза киберопасности, возникшая в связи со стремительным ростом информационно-коммуникационных технологий.

Оказавшись перед вызовом нового тысячелетия, человечество должно, как никогда раньше, ощутить своё единство, свою ответственность за будущее. Оно должно общими усилиями, говоря словами философа В. С. Соловьёва, «если и не обеспечить рай на Земле, то уберечь её от превращения в ад».

КАК РАЗВИВАЛИСЬ ИДЕИ О МИРЕ? Первым осудил войну великий европейский философ Эразм Роттердамский (1469–1536). В своём трактате «Жалоба мира» он страстно писал о бедствиях, какие несёт война, и о преимуществах мира. Он обрушивался с обвинениями в адрес властителей мира, проливающих кровь подданных…

Через два десятилетия появилась «Боевая книжка мира» (1539) С. Франка (1499–1542/43). Между двумя трактатами разразились Крестьянская война и Реформация. У Эразма мир жалуется, у Франка – зовёт к борьбе…

В Париже в 1623 г. Э. Крюсе опубликовал книгу под заглавием «Новый Киней». Киней был мудрым советником античного монарха Пирра, советовавшим избегать войн. «Новый Киней», по мысли Крюсе, должен был наставлять властителей современного ему мира…

Откликом на «Новый Киней» был «Великий план», содержащийся в мемуарах герцога Сюлли (1638). В книге излагалась программа умиротворения Европы…

В XVII в. грандиозный план защиты мира составляет чешский философ и педагог Ян Амос Коменский. Обоснованию идеи мира посвящён его трактат «Необходимо только одно» (1668).

У. Пени (1644–1718) – управляющий колонией в Северной Америке, названной впоследствии в его честь Пенсильванией, в 1693 г. опубликовал свой «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе». В нём говорилось о необходимости и возможности создания всеобщего союза государств…

Интересно обстоятельство, которое натолкнуло аббата Шарля де Сен-Пьера (1592–1670) на мысль посвятить себя делу мира. Однажды во время путешествия в его карете сломалась ось. «Почему это произошло? – размышлял он, наблюдая за ремонтом своего экипажа. – Потому что дорога находится в ужасном состоянии. Почему не чинят дороги? В казне нет денег для этого: король Франции ведёт войну». Этот анекдот содержит как бы в зародыше аргументацию, которую впоследствии разовьёт Сен-Пьер против войны. Война не только уносит человеческие жизни, но и пожирает огромные средства, которые с успехом могли бы быть употреблены для целей всеобщего благоденствия.

КАК ПОБЕДИТЬ МИРОВОЙ ТЕРРОРИЗМ? Война с террором, которая ведётся под руководством США, справедлива в том, что объект борьбы (терроризм) представляет собой очевидное зло. Но эта война призвана, кроме всего прочего, утвердить ту схему устройства мира XXI в., которую предложили другим странам лидеры Соединённых Штатов. Основу этой схемы составляет так называемая «пирамидальная модель глобализации». В соответствии с этой моделью на вершине пирамиды находятся страны-лидеры, которые аккумулируют, т. е. накапливают, собирают, все достижения и богатства Земли. Середину пирамиды составляют страны так называемого «второго мира» – индустриальные, призванные добывать сырьё и развивать экологически вредные производства для обеспечения «вершины» продукцией. А развивающиеся и слаборазвитые страны (страны «третьего мира») обречены оставаться внизу пирамиды по всем показателям, в том числе и уровню жизни. Их роль в глобальном процессе – быть источником сырья и рабочей силы.

Таким образом, безысходная ситуация в странах «третьего мира» создаёт питательную среду для тех, кто недоволен условиями своего существования и готов бороться за справедливость так, как они её понимают. Особенно остро это недовольство проявляется в некоторых исламских странах, откуда рекрутируются террористы. Дело не в идеологии ислама, а именно в тяжёлой социально-экономической ситуации в странах «третьего мира». И пока она сохраняется, терроризм будет существовать.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Английский учёный Р. Мальтус в 1798 г. опубликовал статью под названием «Опыт о законе народонаселения». В ней утверждалось, что рост населения опережает пополнение запасов пищи и всегда будет наносить ущерб окружающей среде. Мальтус полагал, что этот вред можно уменьшить лишь двумя способами, которые он назвал «позитивным и превентивным контролем». «Позитивный» контроль в действительности нельзя считать положительным. К нему относятся «естественные» бедствия: войны, голод и болезни, причиняющие людям страдания и способствующие снижению роста населения в результате повышения уровня смертности. Мальтус также говорил о «превентивном» контроле, например, поздних браках и половом воздержании. Они содействовали бы снижению роста населения, уменьшая его воспроизводство.

Актуальны ли идеи, высказанные Р. Мальтусом, в наше время? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

2. Сформулируйте два ценностных подхода к процессам миграции. Аргументируйте каждый из них.

3. Какие противоречия возникают при разрешении глобальных проблем современности? Возможно ли их устранение?

4. Выделите основные факторы, способствующие распространению мирового терроризма. Каковы пути преодоления данного явления?

5. Выстройте свою иерархию глобальных проблем человечества. Обоснуйте ваш выбор. Почему одна из проблем вам кажется более важной, чем другая?

Задания к главе II
(Проверяем свои знания)
Вариант 1

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием

1) высших непознаваемых сил

2) экономических процессов

3) выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т. д.

4) изменений в культурной жизни обществ

А2. Какой признак характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) слабый уровень разделения труда

3) массовое промышленное производство

4) решающее значение сферы услуг в экономике

A3. Возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация – это

1) негативный прогресс

2) ретродукция

3) непоследовательный прогресс

4) регресс

А4. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения

2) социальной стратификации

3) социализации

4) социальной мобильности

А5. Какой признак присущ нации как этнической общности?

1) национальное самосознание

2) федеративное государственное устройство

3) наличие национальной армии

4) разделение властей


Часть В

В1. Установите соответствие между сферами общественной жизни и связанными с ними событиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Исторический _________________ (1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные _________________ (2), являющиеся неотъемлемой его сущностью: __________________ (3) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой _________________ (4) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют ___________________ (5), т. е. те или иные произошедшие или происходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и _______________ (6).


Список терминов:

A) отношение

Б) регресс

Г) процесс

Е) действие

Ж) события

З) деятельность

И) структура

B3. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по трём видам (социально-культурные, политические, производственные).

1) создание политической партии

2) участие в церковном хоре

3) проект новой телепередачи

4) проведение собрания акционерного общества

5) лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость

6) отмена собрания профсоюза коммунальных работников

7) усыновление ребёнка из детского дома

8) передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение

9) учреждение творческого союза художников-аниматоров

10) отмена регистрации партии «Народное единство»

11) продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»

12) пополнение фонда муниципальной библиотеки


Социально-культурные: ________________

Политические: _________________

Производственные: ____________________

B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Национальные отношения – это синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношений внутри многонациональных и общенациональных обществ. (Б) Представляется, что главным стержнем отношений между нациями в общемировом масштабе являются усиление тенденции к интеграции, всемерное сближение и сотрудничество. (В) На территории бывшего СССР имеют место сложные национально-этнические процессы. (Г) Как считают многие учёные и политики, немалую роль в этом играют национальный эгоизм, прежние обиды, скоропалительность в решении жизненно важных вопросов. (Д) В то же время происходит и совершенствование форм взаимосвязей как между субъектами Российской Федерации, так и между государствами – бывшими республиками СССР.


Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

В5. Найдите в приведённом ниже списке проявления вертикальной социальной мобильности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трёхкомнатную квартиру на девятом этаже, расположенную в этом же доме

2) рядовой инженер назначен руководителем проекта

3) офицер лишён воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии

4) мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей

5) гражданка вступила в повторный брак

6) техник согласился выполнять дополнительные обязанности по обслуживанию участка


Часть С

«Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная аристократия. Основы для неё – это добродетель и талант» (Т. Джефферсон ).

«Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточничества, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе» (Ф. М. Достоевский ).

«Я не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвёртой мировой войне будут сражаться палками и камнями» (А. Эйнштейн ).

«Искусство двигать прогресс состоит в том, чтобы сохранять порядок, осуществляя перемены, и осуществлять перемены, сохраняя порядок» (А. Уайтхед ).

«Наша истинная национальность – человек» (Г. Уэллс ).

С2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая всё новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе её философии и её действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации… Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь… судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трёх) утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть разрыв между богатыми и бедными странами? Ответ обоснуйте.

С3. Попытайтесь, следуя идее Л. Н. Гумилёва о стереотипах поведения разных этносов, выделить стереотипы поведения того этноса, к которому вы принадлежите, или любого этноса, с представителями которого вам посчастливилось жить рядом, дружить, сотрудничать и т. д.

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. Традиция назначения в Великобритании премьер-министром лидера партии, получившей в парламенте большинство мест, есть норма

1) моральная

2) религиозная

3) политическая

4) лингвистическая

A2. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) создание славянской азбуки

2) сбор дани князем с подвластных племён

3) подсечно-огневое земледелие восточных славян

4) написание свода законов Русская Правда

A3. Отклоняющееся поведение – это

1) любые изменения в жизни человека

2) несоблюдение принятых в обществе норм

3) перемещение человека в пределах своей группы

4) изменение статуса человека

А4. Деклассированный беднейший слой населения, отчуждённый от собственности, в который входят морально и физически опустившиеся люди, называется

1) беднота

3) маргиналы

4) люмпены

А5. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах


Часть В

B1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики национализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) национальная исключительность

2) веротерпимость

3) права человека

4) толерантность

5) частная собственность

6) традиционализм

B2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____________________ (1). Это явление получило название социальной _______________________ (2). Социологи различают несколько её типов.

Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ___________________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е ______________________ (4). __________________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные _________________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.


Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.


Список терминов:

A) миграция

Б) мобильность

B) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

B3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) санкция

2) социальный контроль

3) девиантное поведение

4) социальная общность

5) самоконтроль

B4. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) экономические проблемы, 2) демографические проблемы, 3) проблема предотвращения мировых конфликтов, 4) глобальные проблемы человечества, 5) проблема мирового терроризма.


Часть С

С1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний для написания эссе.

«Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе» (Ж. Ж. Руссо ).

«…Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения её необходимо сдирать с людей кожу» (Ф. М. Достоевский ).

«Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес ).

«Всякая нация может и должна учиться у других» (К. Маркс ).

«Война стала роскошью, которую могут себе позволить лишь малые нации» (X. Арендт ).

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов N2 1 под номе­ ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «Х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Аl. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

А3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о

мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

образованием

искусством

творчеством

А4. Учевые-вулкавалоги, обследовав склон вулкана, предупредили мест­ ных жителей об опасности извержения. Какая функция науки про­ иллюстрирована этим примером?

1) познавательно-объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономи­

ческие последствия.

Б. Политические институты активно используют продукты духовного

производства.

А6. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

j) понятие, представление, умозаключение

~) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А7. :к потребностям человека, порожденным обществом, относится потреб­

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе З) сохранении здоровья

4) физической активности

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2) темперамент человека, его характер З) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в

человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Вывод «Друзья познаются в беде. - является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта З) художественного вымысла4) экспериментальной проверки

АI0. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические

научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) исключительно стран со смешанной экономической системой

2) исключительно стран с рыночной экономической системой З) исключительно бедных стран4) любой страны

А12. Покупательная способность денег

1) увеличивается в период инфляции

2) уменьшается в период инфляции З) уменьшается в период дефляции

4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

АIЗ. Профсоюз добился повышения минимальной ставки заработной пла­ ты, и уровень ставки стал выше ее равновесного значения. В данной

1) возникнет избыток рабочей силы

2) спрос на труд увеличится З) возникнет дефицит рабочей силы

4) предложение труда сократится

А14. Если численность населения будет расти со скоростью 4% в год, а про­ изводство будет расти со скоростью7% в год, то жизненный уровень

граждан, скорее всего,

1) сначала увеличится, а затем уменьшится

2) увеличится

3) останется неизменным

4) снизится

А15. Верны ли следующие суждения об экономической теории?

А. Экономическая теория исследует экономические проблемы толь­

ко коммерческих структур, но не государственных.

Б. Экономическая теория применяма для решения экономических

1) любые изменения в жизни человека

2) перемещение человека в пределах своей группы

3) несоблюдение принятых в обществе норм

4) изменение статуса человека

А18. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены ко­ торой связаны общностьюбыта и взаимнойответственностью,- это

А19. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

А20. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по по­

воду власти.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным соз­

нанием верующих.

верно только А верно только Б верны оба суждения

оба суждения невервы

А21. Специфическойчертой политическойвласти, в отличие от иных ви­ дов власти, является (-ются)

1) обращение ко всем гражданам страны

2) отношения господства и подчинения

3) наличие субъектно-объектной связи

4) проявление в форме совокупности обычаев и традиций

А22. Только для пропорциональной избирательной системы является ха­

рактерным

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) неаначительная роль политических партий в предвыборной борьбе3) выдвижение кандидатов списком от политических партий и дви­

жений 4) правдивое и объективное информирование избирателей о кандида­

тах и их программах

А23. К признакам понятия «политический режим. относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А24. В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, ста­ ла формироваться мвогопартийностъ. Службы изучения общественно­го мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: .:как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?», Полу­

ченные результаты представлены в гистограмме.

60 1 --------

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения на­ селения к проводимой реформе?

1) Возросло число граждан, отрицательно оценивающих введение мно­гопартийности.

2) Количество сторонников многопартийности за истекший период

несколько возросло.

3) Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отноше­ ние к многопартийности.

4) Количество людей, негативно оценивающих многопартийность, не

изменилось.

А25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Монархия и республика являются Формами государственного уст­ ройства.

Б. Демократия и диктатура являются Формами государственного

правления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

А26. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) междувародвое

3) наследственное

4) политическое

А27. Имущественные отношения между супругами регулирует право

конституционное

финансовое

семейное

гражданское

А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент

2) Правительство

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

А29. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодо­ го человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение

является

А30. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на

самоопределение вплоть до отделения,

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каждом субъекте Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

Часть 2

При выполнении заданий этой части (81 - 86) запишитевашиответы сначалав выделенныедля них местав текстеэкзаменационнойработы,а затем в бланкответовN2 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, после­довательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­ денными образцами.

Вl. Какое слово пропущено в схеме?

Политические

В2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключени­

ем одного, являются названиями, под которыми в различных клас­

сификациях представлены природные потребности человека. Найди­ те и укажите название потребностей другого вида, «вьшадающееэ из

Биологические, физиологические, социальные, органические, естест­

В3. Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ни­

же субъекты: к каждой позиции первого столбца подберите соответ­ ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные циф-" ры под соответствующими буквами.

Г) машинистка, уволенная в связи с от­ сутствием заказов при широком внедре­ нии персональных компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с

начальником

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите

цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

фиксация существенных свойств предмета

сохранение в памяти обобщенного образа предмета

утверждение или отрицание чего-либо о предмете

отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого

пронумеровано.

(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для дан­ ного общества уровнем текущих доходов.(2) Считается, что ОСновная масса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близ­ кий к среднему, а число бедных и богатых невелике.(3) Средние

слои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых

позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4) Можно сказать, что средние слои- это статусно-престижные группы.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положени~ букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные

Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной

деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга

(1). Главными социальными ин-

ститутами являются

(2), семья, наука,

образова- I

ние, религия, бизнес.

(3) не следует ото-

ждествлять с конкретными организациями, социальными группами

или сообществами. Например, институт

не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций со-

циальных институтов предполагает организованные формы

________(5) людей. Без социальных институтов ни одно со­ временное общество существовать не может: институты создают ус­ловия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социальных институтов продолжается в ходе (6) общества.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста­ вить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Пом­ ните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно СЛОВ9 за другим, мысленно запол­ няя каждый пробел.

А) частный бизнес Б) государство В) подсистема Г) функции

Д) социальный институт Е) объект Ж) эволюция

3) общественныепотребности И) совместная деятельность

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы.В данной ниже таблицеуказаныномерапробелов. 3апишитепод каждым номеромбукву, обозначающуюв списке выбранноевами слово.

Получившуюсапоследовательностьбукв перенеситев бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов N2 1 (без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3

Для. ответов на задания этой части {С1 - С8) используйте бланк отве­ товN2 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем разверну­ тый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол­ ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будут и полный пра­ вильный, и частично правильный ответ.

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­ мулируйте собственное определение понятия «маргиналы .

С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерныхдля данного общества основных структурных подразделений или господствующихсоциокультурныхнорм и тради­ций»? Приведите два объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

МАРГИНАЛЫ

«Маргивалы - обозначение личностей и групп, находящихся на ((окраи­ нахь , на «обочинахе или попросту за рамками характерных для данного об­ щества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Маргинальная ситуация бывает источником нового восприятия и ос- мысления Вселенной и общества, форм интеллектуального, художествен- ного и религиозного творчества Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­ мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным

личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­ летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Ур­ банизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носите­ лями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размываниевековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой ком­ муникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в со­ временном мире не столько исключением, сколько нормой существованиямиллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг .... в мире начался бурный процесс становлениятак называемых «неформальныхэобществен­ ных движений - просветительских, экологических, правозащитных, куль­ турных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движе­ ний, смысл которых во многом связан с подключением к современной и об­щественной жизни именно маргинализированных групп ...

Однако есть проблема, представляющаятрудностьдля современногоде­ мократическогосознания: как обезопаситьобщество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружениетоталитаристскиеи человеконенави­ стническиеидеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначногоответа на этотвопрос не дано. Противоядиемздесь может быть лишь рост гуманистиче­ ской культуры и демократическогоправосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческогодостоинства, а также глубокое фило­ софское и научное осмыслениетех общественныхпроблем, которые и по­ рождаютантидемократическиеформы сознания .

(Е. Раииеовский)

щих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические

идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем за­ ключается общественная опасность каждой из них.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

Часть А. Выберите один из вариантов ответа.

  1. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
а) малой группой,

б) большой группой,

в) формальной группой,

г) неформальной группой.


  1. По какому признаку образованы социальные группы католики, православные и протестанты?
а) территориальному,

б) этническому,

в) социально-классовому,

г) конфессиональному.


  1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
а) социально-классовый,

б) этнический,

в) демографический,

г) территориальный.


  1. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как
а) сельчане,

б) москвичи,

в) рабочие,

г) католики.


  1. К этническим общностям относятся:
а) общины,

в) маргиналы,

г) народности.


  1. Современное понимание социального равенства выражается в
а) равенстве всех перед законом,

б) отсутствии привилегий для отдельных групп,

в) уравнительном распределении материальных благ,

г) одинаковом уровне природных задатков людей.


  1. Касты, сословия, классы – это
а) типы социальной стратификации,

б) этапы развития государства в новое время,

в) социальные группы, присущие средневековому обществу,

г) элементы социального статуса личности.


  1. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является:
а) нация,

г) род.


  1. Классовый тип стратификации:
а) присущ европейскому средневековому обществу,

б) характерен для древневосточной цивилизации,

в) носит универсальный характер,

г) свойственен индустриальному обществу.


  1. Сословное деление общества отражает
а) вид государственного устройства,

б) тип социальной стратификации,

в) характер экономических связей,

г) особенность политической системы.


  1. Кастовый строй является разновидностью:
а) политического режима,

б) государственного устройства.

в) социальной стратификации,

г) экономической системы.


  1. В экономически развитых странах большую часть населения составляют (-ет):
а) маргиналы,

б) средний класс,

в) синие воротнички,

г) пролетариат.


  1. К высшему классу в экономически развитых странах относятся:
а) собственники крупных предприятий,

б) инженерно-технические работники,

в) профессура высших учебных заведений,

г) сотрудники научных учреждений.


  1. К среднему классу в экономически развитых странах относятся:
а) неквалифицированные рабочие,

б) менеджеры предприятий,

в) владельцы небольших фирм,

г) лица, занятые физическим трудом,


  1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?
а) рост числа занятых в сфере информационных технологий.

б) ослабление позиций среднего класса,

в) увеличение притока сельского населения в города,

г) ликвидация люмпенства как социального явления.


  1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
а) маргиналам,

б) социальным низам,

в) синим воротничкам,

г) пролетариям.


  1. Какой статус относится к предписанному статусу?
а) водитель,

б) студент,

в) мужчина,

г) депутат.


  1. После расторжения брака гражданин Сидоров продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности:
а) выполнения социальной роли,

б) соблюдения социальной нормы.

в) осуществления социальной политики,

г) проявления социальной мобильности.


А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

В. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.

В. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется:
а) социальная мобильность,

б) общественный престиж,

в) социальное неравенство,


  1. Социальный статус личности – это
а) поведение, ожидаемое от индивида,

б) положение человека в обществе,

в) оценка занимаемой индивидом позиции,

г) характеристика социальных качеств личности.


  1. Княгиня Ольга определила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (-лась) ее
а) социальное происхождение,

б) социальная адаптация,

в) социальная мобильность,

г) социальная роль.


  1. Великий философ Н.Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
а) социальное неравенство,

б) социальную мобильность,

в) социальную коммуникацию,

г) социальные движения.


  1. Сидоров уехал из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Сидорова является миграцией?
а) она уехала в командировку,

б) она поменяла место жительства,

в) города находятся далеко друг от друга,

г) города расположены в разных странах.


  1. После окончания института Сидоров устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример:
а) социальной стратификации,

б) горизонтальной социальной мобильности,

в) профессиональной дифференциации,

г) вертикальной социальной мобильности.


  1. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражает:
а) глубокое социальное расслоение общества,

б) высокий престиж крестьянского труда,

в) классовый тип социальной стратификации,

г) низкую степень социальной мобильности.


  1. В 20-30-е годы ХХ века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс:
а) социальной мобильности,

б) экономической дифференциации,

в) политической стабилизации,

г) социальной стратификации.


  1. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей», объективно вел к:
а) снижению вертикальной мобильности в обществе,

б) повышению вертикальной мобильности в обществе,

в) улучшению качества (конкурентоспособности) субъектов социальной мобильности,

г) отмене всякой социальной мобильности в обществе.


  1. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
а) престиж,

г) роль.


а) переезд на новое место жительства,

б) получение рабочим водительских прав,

в) получение титула баронета мелкопоместным дворянством,

г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.


  1. Что является примером вертикальной социальной мобильности?
а) переезд из одного района в другой,

б) выход на пенсию,

в) повышение в должности,

г) рождение ребенка.


  1. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример.
а) отклоняющегося поведения,

б) социальной стратификации,

в) социализации,

г) социальной мобильности.


А. Получение образования является средством социальной мобильности.

В. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желаниям человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.

В. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?
А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

В. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


В. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Между понятиями «социальная роль» и «социальные статус» различия существуют.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.

В. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

В. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.

В. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

В. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

В. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

В. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. К социальным нормам относятся:
а) научные идеи,

б) обычаи,

в) экономические законы,

г) философские взгляды.


  1. Нравственные (моральные) нормы
а) возникли позднее правовых норм,

б) фиксируются в нормативных актах,

в) устанавливаются и поддерживаются государством,

г) отражают представления о добре и зле.


  1. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
а) традициям,

б) этическим нормам,

в) эстетическим нормам,

г) правилам этикета.


  1. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры
а) норм этикета,

б) норм морали,

в) традиций,

г) народной мудрости.


  1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
а) опираются на силу общественного мнения,

б) обеспечиваются силой государственного принуждения,

в) поддерживаются моральным сознанием,

г) осваиваются в процессе социализации.


  1. За добросовестный многолетний труд гражданин Сидоров был награжден орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-ятся):
а) вручение грамоты,

б) комплименты,

в) аплодисменты,

г) слава.


  1. Пианистка Сидорова получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной нормы,

г) социальной санкции.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
а) всенародная слава,

б) всеобщий почет,

в) награждение грамотой,

г) доброжелательное отношение.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:
а) вручение грамоты,

б) лестный отзыв товарища,

в) премирование,

г) вручение памятного подарка.


  1. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:
а) неформальных позитивных,

б) формальных позитивных,

в) неформальных негативных,

г) формальных негативных.


  1. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
а) адаптивного поведения.

б) конформистского поведения,

в) экономического поведения,

г) девиантного поведения.


  1. Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:
а) увлечение спортом,

б) отшельничество,

в) погружение в науку,

г) коллекционирование.


  1. Отклоняющееся поведение – это
а) любые изменения в жизни человека,

б) перемещение человека в пределах своей группы,

в) несоблюдение принятых в обществе норм,

г) изменение статуса человека.


  1. Отличительным признаком семьи традиционного типа является:
а) добровольное распределение обязанностей между супругами,

б) главенствующее положение отца семейства,

в) активное участие женщин в общественном производстве,

г) посильное участие детей в домашних делах.


  1. Патриархальной семье присуще:
а) отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские,

б) совместное принятие решений,

в) заключение браков между близкими родственниками,

г) совместное проживание нескольких поколений родственников.


  1. Отличительным признаком партнерской семьи является:
а) выполнение функции социализации детей,

б) главенствующая роль отца семейства,

в) отсутствие отношений господства и подчинения,

г) регулирование поведения всех членов семьи.


  1. Демократическая семья, в отличие от патриархальной семьи, характеризуется:
а) совместным проживанием как минимум трех поколений,

б) справедливым разделением домашних обязанностей,

в) экономической зависимостью женщины от мужчины,

г) главенствующей ролью мужчины в семье.


  1. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
а) регламентация поведения,

б) воспроизводство социальной структуры,

в) организация семейного досуга,

г) распределение домашнего труда.


  1. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
а) воспитательную,

б) репродуктивную,

в) эмоционально-психологическую,

г) социально-статусную.


  1. Репродуктивная функция семьи проявляется в:
а) организации потребления,

б) моральной регламентации поведения,

в) воспитании детей в традициях семьи,

г) биологическом воспроизводстве.


  1. Что характеризует досуговую функцию семьи?
а) опека над малолетними,

б) социализация молодого поколения,

в) организация семейного отдыха,

г) укрепление дружеских основ брачного союза.


  1. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?
а) воспитательная,

б) рекреационная,

в) эмоционально-психологическая,

г) репродуктивная.


  1. Взрослая внучка ухаживает за бабушкой, помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
а) воспитательную,

б) социального контроля,

в) хозяйственно-бытовую,

г) социально-статусную.


  1. Молодежь как социальную группу отличает (-ют):
а) общность быта,

б) сходные черты сознания и поведения,

в) однородность, отсутствие дифференциации,

г) единство политических взглядов.


  1. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивых экономических связей являются признаками:
а) нации,

б) государства,

в) народности,

г) класса.


  1. Род, племя, народность – это
а) демографические группы,

б) кровнородственные общности,

в) национальные группы,

г) этноисторические общности.


  1. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является:
а) единое гражданство,

б) единство убеждений,

в) общность социального статуса,

г) общность языка.


а) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность,

б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств,

г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.


  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
а) деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена,

б) ограничены возможности воспитывать и обучать на родном языке,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национального большинства,

г) указание и определение гражданином своей национальной принадлежности обязательно.



Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012-2013 учебном году
11 класс Часть а каждый человек как представитель человеческого рода
10 класс Часть а какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном году


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию в 2012-2013 учебном году

10 класс

Часть А

А1. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) разгром Ярославом мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) строительство пирамид в Древнем Египте

А2. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?

1)самодостаточность 3)целостность

2)стабильность 4) открытость

А3. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности

1) самосовершенствовании 2) самосохранении

3) самопознании 4) самообразовании

А4. Игре как виду человеческой деятельности всегда присуще

1) создание материальных благ 2) удовлетворение потребностей в общении

3) творческое начало 4) использование орудий труда

А5.Покупательская способность денег:

1) увеличивается в период инфляции 2)уменьшается в период дефляции

3) уменьшается в период инфляции 4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

А6. Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. В процессе познания возникают только истинные знания

Б. Знания – это результат познавательного процесса

А7. Верны ли суждения?

Социальный статус-…

А) это место личности в социальной структуре общества

Б) может меняться в течение всей жизни человека

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1)практическую

2)прогностическую

3) познавательную

4) ценностно-ориентировочную

А10. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения 3) социализации

2) социальной стратификации 4) социальной мобильности

А11. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов - ответ»

Al2. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А13. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А14. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о мертвой культуре?

А. мертвая культура-это материальные культурные образцы, пришедшие в негодность после эксплуатации их человеком

Б. Мертвая культура – это культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания

А16. Какое из суждений об отраслях права является верным:

А.В отраслях частного права используется преимущественно императивный метод правового регулирования

Б. в отраслях публичного права используется преимущественно диспозитивный метод правового регулирования

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. В чем состоит основное ограничение неформального социального контроля в современном обществе:

1)слабые санкции 3)контроль действует только в малой группе

2)отсутствие культурных норм 4) отсутствие общих целей у субъектов контроля

А18. Что из перечисленного не относится к институтам гражданского общества

1) политические партии 3)Московская городская дума

2)профессиональные союзы 4) все перечисленное

А19.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А)Центральной идеей правового государства является наличие писаной конституции

Б)Центральной идеей правового государства является признание естественного происхождения прав человека

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. У этого человека нет абсолютно никаких способностей.

Б. Этот человек не смог развить свои способности.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть В

В1. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры в порядке возрастания.

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________.

В2. Запишите определения, пропущенные в предложении

1.______________-постоянные, непрерывные изменения,переходящие одно в другое без скачков и перерывов

2. ______________-глобальные социальные изменения, предполагающие коренной переворот во всей социальной структуре общества

3. ____________- объективно существующий набор взаимосвязанных идей,эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву…

4. __________ - состояние экономики , характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода.

5. _________ - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

6. ______________ - государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством.

В3. Одним из недостатков рынка ученые считают то, что он не обеспечивает полной занятости населения. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения причин указанного недостатка рынка.

В4Перед вами три колонки – личности, имена ученых, сфера деятельности. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы,

вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы.


Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи, сферы деятельности

1.

I Сердюков А.Э.

IIНицше Ф.

III Карамзин Н.М.

IV Сорокин П.

VМаслоу А.

VI Ливанов Д. В.


А) образ «сверхчеловека»

Б) министр обороны

В) пирамида потребностей

Г) министр образования и культуры

Д) «Человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Е) эпоха сентиментализма


2.

3.

4.

Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи

1

?

?

2

?

?

3

?

?

4

?

?

В6Вам предстоит подготовить развернутый ответ

Создатель фермерского кооператива Lavkalavka Борис Акимов рассказал «Краснодар Magazine» о том, каким он видит будущее России и как превратить Краснодарский край в гастрономическую мекку.

В одном из своих интервью вы говорите: «Мы довольно мощно начинаем менять реальность». Вы действительно считаете, что это возможно?
Думаю, что иногда даже самые утопические идеи могут воплощаться в жизнь, все зависит от настойчивости и силы воли их создателя. Мы считаем, что когда небольшие фермерские семейные хозяйства будут привержены экологическому пути, смогут получать деньги за свою продукцию и приобретут возможность развиваться, то постепенно реальность будет меняться.

«Лавка» дает возможность соразмерять свое потребление с возможностями земли». Не считаете ли вы, что возможности земли, учитывая экологический фактор, уменьшаются в сравнении с возрастающими потребностями человека? В чем проявляется соразмерность, о которой вы говорите?
Безусловно, чем больше людей на планете, тем больше нужно еды. И чем больше они хотят, тем больше нагрузка на землю. Каким образом с этим бороться, чтоб и человеку было хорошо, и земле не сложно? В этом случае мы стараемся реализовать принципы сезонности и локальности. Потребитель должен понимать, что если помидор не растет зимой в Москве, то вместо него он может выбрать местные продукты, которые с гастрономической точки зрения будут не хуже, а интереснее, вкуснее и полезнее. Это, например, такие забытые овощи, как репа, брюква, пастернак или корень сельдерея. Получается, что человек не спонсирует компании, доставляющие зимой эти помидоры или другие продукты через моря и океаны самолетом, пароходом или другим способом, и тем самым происходит существенное снижение нагрузки на землю.

Как вы считаете, произойдет ли у людей массовый пересмотр своих взаимоотношений с природой или это по-прежнему будет заботить меньшинство?
На данный момент это заботит микроскопическое меньшинство. Скорее даже, меньшинство из меньшинства тех людей, которых заботит этот вопрос и которые готовы еще свои действия соразмерить с этой заботой. Многие думают и рассуждают об этом, а потом идут в ближайший супермаркет и покупают то, к чему привыкли. Важно не только осознать, но и начать действовать с в соответствии с осознанием. Если ситуация будет развиваться так, как развивается, без катаклизмов, то в целом таких людей будет становиться больше и больше. Это видно на примере США и Европы.

На ваш взгляд, что-то должно произойти, чтобы люди активней пересмотрели свои отношения с природой, возможна ли точка перелома?
Не хотелось бы, чтобы возникла точка перелома, потому что это может произойти только в результате какой-то экологической катастрофы, которая и станет сигналом к изменениям. Если вдруг окажется, что глобальное потепление принимает какие-то катастрофические формы и скорости, и одна из причин - это деятельность человека на Земле, тогда придется все пересматривать быстрее, потому что будет стоять вопрос выживаемости человека. Но я за эволюционный процесс. Я надеюсь, что некоторая тенденция или мода на то, чтобы быть более социально ответственным и совершать более осмысленные поступки, приведет к изменениям.

Вы назвали свою компанию «новой колонизацией». Что вы имели в виду?
Это одна из идей, которая кажется нам плодотворной. Она означает новое освоение нами, жителями России, собственной страны. Мы живем в самой большой стране мира, но при этом у обитателей мегаполисов стереотип, что за пределами их городов жизни нет. Наша страна - это огромные просторы, но и одновременно большие возможности. Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно. Но нам кажется, что будет очень грустно, если так произойдет. Поэтому, чтобы такого не случилось, нужно осваивать территории самим. Локомотивом освоения может стать сельское хозяйство, но чтобы оно было конкурентоспособным, оно должно быть органическим. В этом случае мы могли бы предлагать на рынке экологически чистые продукты, понятные всему миру. Тогда мы будем конкурентоспособны в рамках всемирной экономики, а не только собственной страны.

Прогрессивное движение organic & local food родилось на Западе. То есть нам, россиянам, до определенного момента не свойственно было стремление к вкусной и здоровой натуральной еде, без подсказок извне?
То, что оно родилось на Западе, для нас не плохо и не хорошо. Так или иначе какие-то культурные коды, мифы или стереотипы сперва рождаются на Западе, но со временем приходят к нам. Так и с модой на здоровый образ жизни было. Раньше не было, а сейчас все увлекаются фитнесом или бегают.

Раньше, лет 10–15 назад, потребителями экопродуктов были последователи различных нью-эйдж течений. Сейчас не без вашей PR-стратегии к ним присоединился креативный класс и люди разных сообществ. Это стало модным явлением?
Когда возникает какое-то явление, оно сперва становится модным. В этом есть и отрицательные черты. Но, с другой стороны, это как данность того общества, в котором мы живем. Но важно, чтобы в определенный момент это перестало быть модным, а стало естественной частью жизни. Как в Америке, например, когда поход на фермерский рынок или покупка фермерских продуктов через Интернет уже стали частью жизни. Поэтому нам бы хотелось, чтобы через моду это стало обыденным явлением.

Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно.

Не заметили ли вы, что ваши постоянные покупатели сами потянулись к земле или у них произошли какие-то другие изменения?
Безусловно, такие примеры встречаются. Когда человек начинает постоянно покупать у нас продукты и как-то интересоваться теми ценностями, которые нам важны, они понимают: чтобы быть ближе к земле, не обязательно быть фермером, а жить за городом не значит быть колхозником. Это нормальная ситуация для развитого западного сообщества, когда успешный человек живет за городом в собственном доме, его дети гуляют на свежем воздухе, потому что им нечего бояться, у них есть доступ к свежим продуктам.

Жизнь в деревне - это уже не маргинализация, как нам казалось долгое время. Наоборот, в деревне, пользуясь одновременно деревенскими благами и достижениями цивилизации, человек сильно повышает качество жизни своей семьи. И постепенно такой процесс происходит и среди наших покупателей и не только. Люди переезжают из Москвы в деревню, иногда даже фермерами становятся, хотя это дело непростое. Или хотя бы осознают, что жизнь без пробок и на природе с чистой и вкусной едой гораздо интересней и достойней.

Вы можете вспомнить те важные моменты, после которых изменилось ваше мировоззрение, и вы из гедониста превратились в проповедника, несущего ценности здоровой и локальной пищи?
Это был постепенный процесс, который был обусловлен тем, что мы постепенно погружались в историю происхождения продуктов. Ездили на фермы, знакомились с семьями, интересовались деталями происхождения продуктов. Нам стало важно, где животные содержатся, чем их кормят, где эти корма растут, кто эти люди, которые работают там. Чем больше мы погружались, тем больше понимали, как много зависит на самом деле от решения конечного едока, что купить. Он мог вложить деньги в колбасу, которая производится в глубинах Тульской области: в лесах, где свиньи гуляют на воле, где есть собственный цех переработки, собственные корма и недавно еще был развал и хаос, а сейчас благодаря фермеру есть рабочие места и новая жизнь в деревне возникла.

Или он может купить колбасу, сделанную неизвестно из чего. Если там и есть мясо, то эта свинина выращена на гормонах, антибиотиках и ускорителях роста. Я стал понимать, что важно самому выбирать именно эти продукты и рассказывать людям о том, что между выбором продукта и жизнью вокруг существует цепочка взаимосвязей. Еще несколько лет назад я и не думал, что, покупая колбасу, я совершаю социально значимый жест.

Вы пишете, что ваши фермеры - это в основном люди, переехавшие из города в деревню. Получается, обычные деревенские жители не готовы к вашим правилам кооператива или мало что выращивают для продажи?
Это многогранная проблема. Если говорить о южных регионах, там еще сохранилось исконное крестьянство. Но с ними не совсем складываются коммуникации, именно потому, что они не совсем понимают, что такое торговля через Интернет, им кажется, что это что-то из области фантастики. Если говорить о средней полосе России, то там если и появляются фермеры, то чаще они переезжают из города. Местных крестьян, к сожалению, там почти не осталось.

Фермеры как участники кооператива решают, какой будет конечная цена на их продукцию. Как в таком случае вам удается выдерживать баланс интересов и продолжать устойчиво развиваться?
У нас на сайте в разделе «Поставщикам» выложена таблица наценок. Когда фермер заполняет анкету, то он видит, что на тот или иной продукт будет та или иная наценка в зависимости от того, какой категории продукт, упакован ли он, есть ли документы. В результате он сам, назначив цену, понимает, какая цена будет конечной. Ведь мы хотим, чтобы по всем позициям у нас было несколько фермеров и чтобы у них формировалась внутренняя конкуренция, в том числе и по цене. Мы создаем площадку, которая сводит покупателя и фермера и, хотя они выбираются нами по определенным критериям, но дальше они получают максимальную свободу действий: и цену могут назначить, и общаться в блоге с покупателями, и приехать провести акции в магазине.

Сколько ресторанов на сегодняшний день открыла или курирует LavkaLavka?
У нас есть одно маленькое кафе Lavkalavka в Москве. Еще один партнерский ресторан «КоКоКо» мы открыли со Шнуровым в Санкт-Петербурге. Наш ресторан откроется в мае в Москве. Также мы учувствуем в открытии партнерского фермерского ресторана, разделяющего нашу концепцию в Тульской области.

Закупают ли продукты в «Лавке» московские рестораны?
Закупают, но не так много - всего несколько десятков ресторанов. Но все-таки эти продажи не самые главные, для нас важен конечный потребитель. Может быть, со становлением нашего ресторана в Москве или Тульской области ситуация может измениться, и рестораны начнут действовать по-другому. Пока что у рестораторов сильны стереотипы, и они не могут привыкнуть к тому, что продукты могут быть неоткалиброваны, стоить дороже или по объективным причинам мы не можем доставить их вовремя.

Что входит в ваш список русских гастрономических редкостей?
Полба, беломорская сельдь, которую еще при императрице Екатерине начали засаливать и поставлять в Москву, сочный и сладкий Даниловский лук, белевская пастила, репа «Петровская», вязниковские огурцы, брюква Красносельская, суздальский хрен, яблоки «Антоновка», гусь владимирский, овца романовская и другие специалитеты, которые мы пытаемся найти.

Кроме Ивана Новичихина, с какими фермерами вы сотрудничаете в Краснодарском крае?
У «Лефкадии» мы покупаем сыры «Чистая еда», Кирилл и Олеся Ковленко выращивают и поставляют много редких овощей, таких как батат и топинамбур, Валерий Жомер поставляет черешню и пурпурные яблоки.

Что ценного вы можете выделить в нашем регионе?
У вас большой потенциал в сфере овощей, который еще до конца не реализован. Неправильно, когда на рынке в Краснодаре продаются турецкие овощи. Огромный винодельческий потенциал. В Хосте, например, разводят мясных голубей, на Черноморском побережья есть мидии, и там собираются разводить местных устриц. На самом деле Краснодарский край - это место, где, как в Греции, может быть все. Краснодарский край может стать гастрономический меккой России.

Живете ли вы сами в соответствии со своими ценностями?
Стараюсь именно так. Во всяком случае если говорить о выборе продуктов, то однозначно. Живу между Москвой и Переславлем. В Переславле-Залесском у меня есть дом, и свое маленькое фермерское хозяйство, которое постепенно увеличивается. У нас 2 км бездорожья, поэтому не могу сюда окончательно перебраться. Предполагаю, что как только эта проблема будет решена - в ближайшие пару лет, я основным местом жительства сделаю свою деревню.

Когда вы только начали свою деятельность, мне казалось, что вот он, маркетинг 3,0 или бизнес в стиле фанк, за которым будущее. Это так?
Что-то вроде того. Я человек больше творческий, чем системный. Слава богу, у меня есть два партнера, которые по духу гораздо больше бизнесмены, чем я, хотя тоже не совсем. И вот благодаря им все, что я придумываю, вертится. Если творчество не превращать в систему, то бизнес не работает. С этой точки зрения у нас хорошее разделение труда.

Фермерский кооператив LavkaLavka – это международный проект. Уже сейчас он работает в Москве, Петербурге, Калининграде и Киеве. Кооператив LavkaLavka объединяет фермеров, покупателей, магазины, рестораны, отели, поставщиков экопродукции, сельскохозяйственной техники и многих других – всех тех, кому небезразлична фермерская еда, экология, развитие сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление.