Мифы древней греции в искусстве. Богиня диана в греческой и римской мифологии Диана богиня чего в греческой мифологии

deus "бог") в римской мифологии - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca ), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Диана (богиня)"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Диана (мифологич.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диана (богиня)

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…

Артемида (Диана)

Упала ткань на недозрелость грудей,
Предчувствием грядущего полна
Какой она в тебе порыв разбудит?
Рванешься ли ты, сердцем холодна,

Высокоподпоясанная, в чащу
С собаками и нимфами своими,
Налаживая стрелы на ходу?

Иль зов людской тебя у гор отнимет,
Ты спустишься к роженице кричащей,
Чтоб отогнать страданья и беду?

Р. Рильке

Артемида - дочь Зевса и богини Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.
Артемида — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности.
Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица».
Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амозонок. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову
Оставаясь всю свою бесконечную жизнь незамужней девой, Артемида не отличалась девичьей мягкостью и сердобольностью. Богиня обладает решительным и агрессивным характером. В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Главные ее черты - энергичность, непреклонность и беспощадность. Ей нравились кровь и мучения. Она часто пользуется луком и стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением заранее установленных обычаев, упорядочивающих растительный и животный мир. В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.
Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.

Paul Manship - Diana_(1921)

Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Colombel - Диана возвращается с охоты

Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника.
Горе было тому, кто нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного Актеона, нарушившего этот запрет.

Cesari Giuseppe - Диана и Актеон (1603-1606)

А было это так. В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.
С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. "О боги! Что со мною делается",-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!
Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.
Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:
- Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.
Но не различают собаки в мычании человеческого голоса. Смерть Актеона. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры
Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро.
Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!
Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.
- Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! - воскликнул старший охотник.
- За это она получит заднюю ногу, - отозвался другой, доставая нож.
- Куда это запропастился сам Актеон? - проговорил третий охотник. - Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!
Так и пряталась в чащах и пещерах Артемида, не подпуская к себе ни одного мужчину. Но однажды она услышала об Орионе, сыне Посейдона и Эвриалы, дочери царя Миноса. Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир, И более всего боги и смертные удивлялись тому, что Орион переходил с острова на остров по воде. Дар хождения по волнам был от Посейдона, выделявшего Ориона среди других сыновей. Пользуясь им, он быстро добрался до острова Хиоса и перебив своей медной дубиной множество расплодившихся и нападавших на островитян зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.
И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде (Плод граната), родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости.
Так Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Их сопровождал верный пес Ориона, Сириус, обладавший невероятной неутомимостью и остротой нюха.
Все чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Она, враждебная Афродите и ее дарам, впервые ощутила ранее непонятное ей желание быть ближе к существу другого пола, прикоснуться к его лицу, ощутить его дыхание. Кто знает, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска.
Взяли Орион и Артемида в ладони медные диски.
- Бросай первая! - предложил Орион.
Он всегда уступал Артемиде как женщине и богине.
Артемида занесла руку назад, и диск, вырвавшись со свистом, описал огромную дугу. На месте падения образовалась видная издалека яма.

Смерть Ориона

Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь.
- Это не в моих силах, дочь моя, - объяснил ей Зевс. - Лучше бы ты научилась сдерживать свой гнев.
- Тогда сделай так, чтобы я могла любоваться красотой Ориона, - не унималась Артемида.
- Это я могу! - проговорил Зевс.

Созвездие Орион

И вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.
Рядом с Орионом звезда Сириус. Верного пса Зевс также вознес на небо, чтобы небесному охотнику не было скучно одному в небесных дебрях.
Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.
Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.
Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря; она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. Артемида - охотница Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдываться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами. Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини связаны с ее архаически прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис.

Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис - "болотной"), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Однако классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями.

Диана и Каллисто - Gaetano Gandolfi

Она же убила свою спутницу нимфу-охотницу Каллисто, превратив ее перед этим в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага ("пожирателя быков"), пытавшегося посягнуть на нее, так же как и охотника Ориона.
Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюбленную в красавце Эндимиона. В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря ее хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла двенадцать детей, также убитых Аполлоном и Артемидой.
В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.

Ы, жен. Заимств.Производные: Дианка; Дина; Дия, Ана (Аня).Происхождение: (От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты.)Именины: 9 июня Словарь личных имён. ДИАНА В античной мифологии: богиня охоты, богиня Луны … Словарь личных имен

Из римской мифологии. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами. Употребляется: обычно только в поэтической… … Словарь крылатых слов и выражений

Диана: Диана (богиня) римская богиня охоты, луны, красоты и природы. Диана (имя) женское имя. Известные носители: Диана (принцесса Уэльская) Диана псевдоним певицы Ирины Нельсон, экс участницы группы «Reflex». Диана Арбенина, солистка … Википедия

Возвращение Дианы с охоты. П.П. Рубенс, 1615 Диана (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus бог) в римской мифологии Диана богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия,… … Википедия

Диана - Диа/на, ы, жен., заимств. От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты Производные: Диа/нка, Ди/на, Ди/я, А/на (А/ня) Именины: 09.06 … Словарь личных имён и отчеств

- (Diana). Римская богиня, соответствовавшая греческой Артемиде, богиня охоты, родов и луны. Она считалась преимущественно покровительницей плебеев и рабов. В Ариции находились роща и святилище Дианы, где жрецом был беглый раб, убивший в поединке… … Энциклопедия мифологии

- (Артемида) дочь Юпитера и сестра Аполлона, богиня луны, охоты и лесов, вместе с тем покровительствующая женским родам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ДИАНА (лат.). 1) у древних греков богини охоты… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

Древнеиталийская богиня света и луны (первоначально женскаяполовина бога света и солнца, Януса), почитаемая различными итальянскиминародами, Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озераНеми, где рядом с ней поклонялись демону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См … Словарь синонимов

Книги

  • Пояс Афродиты. Магия женственности: открой в себе богиню. Роскошная женщина (количество томов: 3) , Мередит Джейн. "Пояс Афродиты. Исцеление женственности" . В древние времена Афродита, богиня любви и сексуальности, славилась своей красотой, чувственностью и сексуальной свободой. У нее был магический…
  • Деви. Мать-Богиня , Паттанаик Девдатт. Эта книга - попытка понять значение поклонения Богиням в наше время. Написанная в форме простого рассказа, она ведет нас сквозь воображение, философию, веры, обычаи, историю, фольклор и мифы…

Мифология архаичных времен привлекает своей таинственностью и множеством интересных персон богов и богинь, каждый из которых заведует определенной областью сфер жизни или явления. Богиня Диана – прекрасная охотница и любимица древних людей, чем же снискала она себе уважение и любовь?

Кто такая богиня Диана?

Изучая корни происхождения имени Диана, историки пришли к выводу, что слово имеет индоевропейское происхождение и происходит от «дэв» или «див» - что значит бог. Римляне и греки почитали богиню под разными именами. Диана богиня Луны и охоты часто изображалась древними художниками и скульпторами в серебристой струящейся тунике с аккуратно собранными сзади в узел длинными волосами. Другие символы и атрибуты богини-охотницы, говорящие о том, кто она:

  • колчан со стрелами;
  • золотой лук;
  • свора собак;
  • факел;
  • эмблема полумесяца на голове – как символ лунной богини.

Среди исследователей культа есть разногласия по поводу: какой цветок связан с богиней Дианой? Два прекрасных растения принадлежат богине:

  1. Гвоздика – цветок выращенный Зевсом из крови юного пастушка в ответ на просьбу раскаявшейся Дианы, в порыве гнева убившая юношу, за то что тот своей игрой на рожке распугал всю дичь и помешал охоте.
  2. Ландыш – по легенде, богиня Диана преследуемая на охоте фавнами, спасаясь бегством, роняла капли пота на землю и те трансформировались в прекрасные белые душистые цветы.

Богиня Диана в греческой мифологии

Первоначально, культ богини зародился в Древней Греции. Греческая богиня Диана - это Артемида, дочь верховного владыки Олимпа – Зевса и богини Лето, ее брат сам лучезарный Аполлон. Известна также под именами Селены, Тривии и Гекаты. Здесь прослеживается больше лунный культ богини, так как греки отводили значительное место циклам луны и мистериям, поэтому косвенно, Артемида отвечает и за все процессы, связанные с плодородием. Другие функции Артемиды-Селены:

  • помощница в родах;
  • покровительница охотников;
  • утешительница скорбящих, и облегчающая уход умирающим;
  • отвечает за рождение и смерть;
  • богиня мрака.

Богиня Диана в римской мифологии

Диана, богиня охоты, несла в себе те же функции, что и Артемида у древних греков. Культ быстро прижился и римляне с таким же трепетом, что и эллинский народ относились к божественной сущности. Богиня Луны Диана слыла целомудренной девой и покровительствовала девственницам. Щит, с которым часто изображается Диана, предназначен отбиваться от стрел Амура. Старая викканская традиция и итальянская Стрегерия (оккультная мистерия) почитают Диану как предводительницу ведьм. Кому еще покровительствовала Диана:

  • обездоленные и рабы находились под ее защитой;
  • животный мир;
  • властительница трех миров: небо, земля, подземное царство.

Миф «Диана и Каллисто»

Диана в мифологии предстает нравственной и чистой девой, лишенной грез о мужчинах. От своих нимф она требует такой же невинности. Миф о Диане и Каллисто повествует о том, что Юпитера (Зевса) привлекла красота юной Каллисто и понимая, что та очень преданна Диане, решил использовать хитрость для того, чтобы соблазнить нимфу. Юпитер принял облик Дианы и принялся целовать Каллисто, которой было приятно внезапное внимание богини.

Спустя некоторое время, купаясь в источнике целомудренности Дианы, другие нимфы обнажили округлившийся живот Каллисто перед изумленной Дианой. Нимфа с позором была изгнана из окружения богини. На этом страдания Каллисто не закончились. Юнона, супруга Юпитера превратила несчастную в медведицу, которая была вынуждена скитаться по лесу. Юпитер пожалел Каллисто и превратил ее вместе с сыном в созвездия Большой и Малой Медведиц.

Миф «Диана и Актеон»

Диана в греческой мифологии - Артемида, стремительная как лань, изображается в основном, занятая своим любимым делом – охотой. В свободное время любит вместе с нимфами резвиться и купаться в источниках вод, ей посвященных. Однажды молодой охотник Актеон имел несчастье приблизиться к ручью в котором купалась обнаженная Диана (Артемида). Нимфы попытались прикрыть богиню. С гневом обрушила Диана брызги воды на голову Актеона, превратив его в оленя. Увидев свое отражение в воде, охотник поспешил скрыться в лесу, но был окружен и растерзан собственными собаками.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Диана
Мифология древнеримская религия
Пол женский
Отец Юпитер
Мать Латона [d]
Братья и сёстры Аполлон [d]
Дети Амур [d]
В иных культурах Артемида , Селена и Геката
Иллюстрации на Викискладе

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

В наше время существует ветвь Викки , носящая название Дианической , которая характеризуется чрезвычайным вниманием к женскому аспекту Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Также говорится, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

В эпоху Возрождения художников вдохновляла так называемая «Версальская Диана» (греческая скульптура, датируемая IV в. до н. э., Лувр), показывающая Артемиду (Диану) в короткой (до колен) и подпоясанной на талии тунике, сопровождаемую оленем. В одной руке у нее лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу из колчана у неё за спиной.

Тема трактовалась очень разнообразно:

  • Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (и иногда сатиров) с дротиками;
  • она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами;
  • отдыхает после охоты; иногда она спит, как и её нимфа; рядом лежит её оружие и множество дичи;
  • Диана и нимфы, напуганные сатиром.

Простая аллегория Целомудрия, побеждённого Распутством, выглядела так: компания веселых и похотливых сатиров отдаётся своему любимому времяпрепровождению - неожиданно набрасываются на нимф, хватают их в объятия, срывают с них одежды. Нимфы в ужасе отбиваются и убегают в лес. Диана поднимает свое копьё, намереваясь защититься; её собаки рычат на нападающих.