Тайный шифр сказки "девочка со спичками". «Девочка со спичками». Истинный смысл этой сказки Главная мысль произведения девочка со спичками

Девочка со спичками

Святочный рассказ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Андерсен Ханс Кристиан

Найдите в тексте ответы на вопросы:

Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?

Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?

Почему именно бабушку видит малютка?

Вспомните и запишите имена других героинь автора.

Ответьте на вопросы

Найдите в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.

Заполните таблицу

Ответы

Она должна была продать спички , выручить за них гроши , но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.

Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка” .

Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.

Старая бабушка… одна во всем мире любила ее ”.

Дюймовочка, Герда, Русалочка и т.д.

Трижды девочка зажигала спички , такое троекратное повторение характерно для многих сказок. Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается.

Здравствуйте, дорогие любители сказок. Приглашаю вас к осознанному размышлению над сказочными смыслами.

На днях жизнь подарила мне удивительную встречу с удивительной женщиной, которая поведала не менее удивительную историю. Ещё, будучи ребёнком, на неё произвело сильнейшее впечатление прочтение сказки "Девочка со спичками" Г.Х. Андерсена. Однако впечатление от сказок не всегда остаётся добрым и чудесным, а порой может оставить невидимый человеческому глазу душевный шрам. Отчего же так происходит?! Дорогие друзья, в первую очередь нужно принять на веру утверждение о том, что сказка не детская забава. Никогда сказки не рассказывались "просто так", т.е. без нужды.

Народная сказка — это зашифрованная мудрость предков:

  • О вызовах, которые нам бросает её Величество Жизнь;
  • о жизненных уроках, которые нам предстоит пройти;
  • и, наконец, о ловушках, в которые мы можем попасть.

Как должна заканчиваться "правильная" сказка?! Конечно, счастливо! За исключением сказок-предупреждений. Герой должен получить заслуженное призвание и выйти из испытаний, выпавших на его долю, победителем. Однако существует немало авторских сказок, имеющих драматический исход. С чем это связано?

  • Во-первых, сказка является сильнодействующим инструментом для регулирования своего эмоционального состояния. Ни для кого не секрет, что часто литературные произведения являются автобиографичными и представляют собой проекцию страхов, переживаний самого автора.
  • Во-вторых, сказка, имеющая драматический исход, говорит о том, что герой, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не видит вызов, который бросает ему Жизнь, и вместо того, чтобы пройти предназначенный ему урок, угождает в ловушку какого-то архетипического сюжета. И если мы видим, что сказка заканчивается именно так, то должны понимать, что её цель предупредить нас о неверных стратегиях поведения героев.

Примером такой сказки является и сказка "Девочка со спичками".

Предлагаю рассмотреть эту сказку с позиции Комплексной Сказкотерапии и определить, какие архетипические сюжеты были активны в жизни героини Андерсена.

Вначале несколько слов об архетипах в Комплексной Сказкотерапии. Архетипические сюжеты — это древние механизмы, которые остаются неизменными на протяжении многих веков и разворачиваются как в жизнях современных людей, так и в жизнях сказочных героев. Они предупреждают, демонстрируют сценарии разрешения конфликтных ситуаций, раскрывают тайны мужских и женских посвящений.

В сказке "Девочка со спичками" просматривается универсальный архетип "Божественное вымя" — сюжет "Несправедливое отношение", и женский архетипический сюжет "Мачеха и падчерица".

Сюжет "несправедливое отношение" говорит о том, что в жизни нарушен баланс "брать — давать". Человек становится донором, безвозмездно отдающим свою силу, собственный ресурс. "Неуёмные потребители" привыкают получать ресурс просто так. Когда источник ресурса истощается, они наполняются негодованием. Они уверены, что у них есть право брать, а у донора есть долг производить то, что они могут взять. Рано или поздно донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ или просто оказываются неблагодарными.

Вернёмся к сказке. Героиня сказки — девочка из неблагополучной семьи, воспитываемая отцом тираном. Отец ставит перед ней непосильные задачи, за невыполнение которых её же и карает. Девочка не смогла распродать спичечные коробки в последний вечер перед Новым Годом и, испугавшись гнева отца, решила не возвращаться домой, оставшись на улице. "… Домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьёт её!" . Суров к ребёнку не только отец, но и мир, в котором она живёт: "… в этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из неё выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут… Голодная, иззябшая, шла она всё дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку…" .

Кроме того, в описанной истории легко узнаваем сюжет "мачеха и падчерица" , только в отличие от сказочной истории про Золушку добрая Фея не подарила девочке волшебный билет в новую жизнь, и девочка замёрзла на улице. Таков трагический исход этой сказки. Что же пошло не так?! Вы правы, девочка угодила в ловушку этого сюжета.

Какова идея сюжета "мачеха и падчерица"?

Обучение. Мачеха — это учитель героини, её "тренер". Довольно жестокий, несправедливый, эгоистичный. "Мачехой" может быть и собственная жестокая и холодная мать, могут быть сёстры или брат, отец или отчим. Мачеха даёт падчерице задания, каждый раз повышая степень сложности. Такой тренинг необходим в жизни героини, чтобы она приобрела необходимое ей качество в жизни — жизнестойкость. Поэтому:

  • Вызов этого сюжета — проявить жизнестойкость и терпение в процессе обучения.
  • Урок — стойко переживать потери и видимую несправедливость по отношению к себе, сохраняя самообладание; воспринимать обидчиков как тренеров.
  • Ловушка — поддаться гневу, обидам на символическую мачеху, потерять веру и чувство перспективы, а также не осознавать, что происходящее школа жизни. Чувство безысходности, выпадение в позицию "жертвы".

К сожалению, выпавшее горе на долю девочки сломило её, и она угодила в ловушку, решив уйти из этой жизни.

Мог ли иначе развернуться сюжет этой трагичной истории?!

По закону Справедливого Обмена к донору всегда приходит своевременная помощь и утешение. Девочка не дождалась её. Ей настолько было страшно вернуться домой к отцу, выдержать очередную атаку жестокого, несправедливого отношения, что она решила больше не жить в этой реальности. Девочка создаёт в своём воображении образы счастливого, но недостижимого будущего — тёплая печка, вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка! Девочка наполняет жизнью свою фантазию, где возможна встреча с её недавно умершей старой бабушкой, которая одна во всём мире любила её. И вернуться в мир реальный, наполненный несправедливостью и жестокостью она уже не в силах. "… Спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу" .

К сожалению, девочка со спичками не смогла принять вызов и пройти предназначенный ей урок, после которого перед ней открылась бы жизнь, полная возможностей.

О чём, друзья, эта сказка?

  • Возможно, кто-то в ней увидел себя.
  • Возможно, кто-то смог увидеть мир глазами подростка, совершающего шаг навстречу верной гибели (подростковый суицид).
  • Возможно, кто-то воспринял эту сказку как приглашение к тонкому диалогу о жизни. Да, друзья. Передать детям знания о мире — это наш родительский долг. Но стоит ли эту сказку читать детям. Думаю, эта сказка для родителей. Для женщин. Для детей я бы рекомендовала её использовать только в особенных случаях и под руководством детского психолога-сказкотерапевта. Сказка — это шифр, который поступает в наше подсознание и активно участвует в нашей жизни. Нерасшифрованная сказочная информация может оказаться для ребёнка непосильным грузом, погружающим его в атмосферу непринятия мира. Неверное восприятие сказки ведёт к неправильным выводам.

Как рассказать ребёнку о ловушках и уроках этих архетипов? На примере сказок доступных для их восприятия — "Золушка"; "Двенадцать месяцев"; "Василиса-Прекрасная"; "Морозко" и др.

  • Ключевой момент данного сюжета — ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой. Падчерица из любого задания извлекает пользу для себя. И это ключ — для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет "мачеха и падчерица", какими бы не были декорации, как бы ни бушевали внутри неё обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: "Какое благо есть для меня в этой ситуации, чему она меня учит?". Падчерица, пройдя испытания и сохранив в сердце любовь, непременно встретит её и в жизни.

Прошу не путать этот сюжет с ещё одним женским сюжетом "Красавица и хищник".

«Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского

Учимся у учеников

Владислав Осипов

Работа написана Владиславом Осиповым, когда он был учеником 6-го класса средней общеобразовательной школы № 110 г. Казани (учитель литературы - Елена Владимировна Еремеева).

«Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского

Опыт сопоставительного анализа

Это исследовательская работа самого юного участника научно-практической конференции «Наука - дело молодых», ежегодно проходящей в Казани. Автор в 2002 году был удостоен диплома 1-й степени (секция «Литература»).

Цель моего небольшого исследования - проанализировать художественные произведения, на первый взгляд не имеющие ничего общего между собой. Их написали совершенно разные писатели, один из которых жил в Дании, а другой - в России. Один был великим сказочником, а другой - писателем-реалистом. Но более глубокое знакомство с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» подсказало мне, что эти произведения во многом похожи. Почему так получилось? Я долго размышлял об этом и пришёл к выводу, что объединяет этих писателей привязанность к одной теме - теме детских страданий. Безусловно, Достоевский и Андерсен - гуманисты. Им было тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей. Поэтому, мне кажется, этими двумя небольшими произведениями они хотели привлечь внимание к одной проблеме: “Читатель, ты сейчас бегло просматриваешь эти строки, а в то же самое время где-то на улицах Копенгагена или Петербурга замерзает измученное страданиями и холодом дитя”.

Итак, обратимся к содержанию произведений. Действие «Девочки со спичками» и «Мальчика у Христа на ёлке» происходит накануне Нового года и перед Рождеством соответственно. Девочка ходила по улице и продавала спички, чтобы заработать деньги на еду. Она брела по улочкам, боясь вернуться домой. Ведь отец убьёт её за то, что она не продала и коробка. А в рассказе Достоевского, которому он дал подзаголовок «Святочный», мальчиков с “ручкой”, то есть просящих милостыню, тоже ждут побои от “халатников”. Таким образом, страх, голод, унижение становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка. В центре повествования обоих писателей - несчастная судьба детей из бедных семей в XIX веке.

Композиция истории одночастная, рассказ состоит из двух частей. Удивительным образом похоже, почти параллельно, развиваются и сюжеты этих произведений. Волей случая наши герои оказываются на улице.

“Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съёжилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немного согреться” («Девочка со спичками»).

“Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно: как все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!” («Мальчик у Христа на ёлке»).

В качестве основного художественного приёма оба писателя используют антитезу. Мрачным картинам подвалов, тёмных улиц и тусклых фонарей авторы противопоставляют необычной красоты видения и мечтания юных героев. И удивительно - картины эти так похожи!

“Это ёлка, а на ёлке столько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то” («Мальчик у Христа на ёлке»).

“Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой <...> Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку” («Девочка со спичками»).

Как мы видим, для детей ёлка становится символом благополучия, гармонии, счастья и уюта. Но всё это они не могут получить здесь, на земле. Оба писателя понимали, что жизнь и общество слишком жестоки к детям. Наверное, поэтому финал и рассказа, и истории одинаковый: судьба героев сложится трагически, они умрут от холода и голода.

“В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками”.

“А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе”.

Особо следует сказать об отношении автора к своим героям, оно мне представляется очень схожим. И Достоевский, и Андерсен сочувствуют несчастным детям. Описывая и девочку, и мальчика, писатели используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “замёрзшие пальчики“, “розовые щёчки”, “худенькие ручки”. Портретные характеристики полны жалости и нежности, сердца настоящих художников словно разрываются от боли. Ни Достоевский, ни Андерсен не наделяют своего героя именем. Думаю, в этом есть особый смысл: такая судьба была уготована многим детям.

Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих произведениях есть эпизод встречи с близкими детям людьми. Пусть даже на пороге уже другой жизни. Хотя бы таким образом, но мальчик и девочка вознаграждены за свои страдания. Оба писателя дарят своим героям один миг счастья.

“Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись к Богу”.

“Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно”.

В заключение необходимо выделить общую идею рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанных в XIX веке. Идея - “Будьте милосердны!” В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

Литература

Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье, 1996.

Достоевский Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 750.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988. С. 416.

Анализ с вяточного рассказа

«Девочка со спичками»

«Девочка со спичками» - короткий святочный

рассказ Ганса Христиана Андерсена,

написанный как текстовое сопровождение к

гравюре Иоганна Лундбю (датск.) русск. с

изображением юной продавщицы спичек.

«Девочка со спичками» - настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не только читают - по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения - жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка со спичками» . В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.

Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.

Какой эпизод является самым ярким в сказке?

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло -девочка замерзает в студеную зимнюю пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо, где обретает всё, чего ей так не хватало в действительности - Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего Андерсен написал такую сказку?

Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

Можно ли финал сказки назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа - счастливый, а если нет - другое дело.

Сказки Андерсена глубоки,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте,фантазийности и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни,которая мало изменилась с времен,когда жил великий волшебник на нашей земли,ведь и по сей день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.

Это произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка "Девочка со спичками" актуальна до сих пор.Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.

В заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанную в XIX веке. Идея - “Будьте милосердны!”

В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

В этом и есть главная ценность произведения - оно учит сочувствию, состраданию и добру.

Эстес.
Анализ сказки "Девочка со спичками".

" Девочка бродит по улицам и просит прохожих купить у нее спички. Эта сцена рисует один из самых немыслимых поступков, свойственных женщинам с поврежденным инстинктом, - она отдает свет за бесценок. Здесь маленькие огоньки на палочках напоминают нам о более ярких огнях - о насаженных на палки пылающих черепах, знакомых нам из сказки про Василису. Они символизируют мудрость и, что еще важнее, воспламеняют сознание, превращая тьму в свет, заставляя светить то, что уже сгорело. Огонь - главный символ обновления души.

Здесь перед нами девочка, которая живет в большой нужде, просит подаяние, предлагая нечто чрезвычайно ценное - свет - взамен гораздо менее ценного - гроша. Происходит ли такой неравный обмен в нашей душе, или мы производим его во внешнем мире, результат всегда один и тот же: дальнейшая потеря энергии. И тогда женщина теряет способность удовлетворять свои потребности. То, что хочет жить, просит ее, но ничего не получает в ответ. Перед нами личность, которая приносит свет из бездны, как София, олицетворявшая мудрость у греков, но бесполезно расходует его в порывах бесплодной фантазии. На этот выбор ее толкают неудачные любовники, негодные начальники, вынужденные ситуации и всевозможные зловредные комплексы.

Когда девочка решает зажигать спички, она использует эти свои ресурсы не для действия, а для фантазий. Она расходует свою энергию на мимолетные цели. В жизни женщины это проявляется со всей очевидностью. Она решает поступить в институт, а потом три года думает, какой выбрать. Она собирается написать серию картин, но так как ей негде развесить столько холстов, она занимается чем угодно, только не живописью. Она хочет сделать то или это, но не удосуживается поучиться, развить восприимчивость или мастерство, необходимые для того, чтобы выполнить работу хорошо. Она исписала снами десять блокнотов, но запуталась в фантазиях, пытаясь их истолковать, и не может сделать их руководством к действию. Она знает, что нужно уйти, начать, остановиться, идти дальше, - и ничего не делает.

Понятно, почему так получается. Если чувства женщины заледенели, если она больше не ощущает себя, если ее кровь, ее увлеченность больше не достигают всех уголков души, если она отчаялась, то жизнь в фантазиях становится для нее приятнее, чем все остальное, на чем она может остановить взгляд. Маленькие огоньки от спичек, не имея топлива, сжигают душу, будто сухое полено. Душа начинает обманывать самое себя: она живет в пламени фантазии, а в нем все желания кажутся сбывшимися. Такие фантазии похожи на ложь: повторяй их почаще, и сам поверишь.

Такой способ борьбы со страхом, когда мы стараемся уменьшить проблемы или трудности, с энтузиазмом придумывая невыполнимые решения или грезя о лучших временах, является бичом не только для женщин: это главное препятствие на пути всего человечества."