Сочинение на тему «Жизнь и война в произведении М. Шолохова «Судьба человека. Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича Военная тема в творчестве м шолохова


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра литературы и методики преподавания
Научно-образовательный Шолоховский центр

Исследовательская работа:

    «Военная публицистика
    Шолохова М. А.»
План.
    Введение.
    Военная публицистика в творчестве Шолохова М. А.
    Публицистика.
    Статьи и очерки Шолохова периода ВОВ.
    Очерки. Общий анализ очерков
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.
Для начала я бы хотела объяснить, почему я выбрала именно эту тему для своей исследовательской работы. Причина в том, что в школе отводиться, не так много времени по изучению произведений о ВОВ, а ведь эта война одна из самых жестоких и сложных для русского народа. Очень много произведений было написано нашими писателями того времени, и так мало мы разобрали их в школе. Я с гордостью читала о подвигах наших предшественников, и со слезами на глазах и скорбью в сердце о их смертях.
Шолохова было интересно читать ещё и потому, что он писал не просто то, что мог услышать, а то, что сам прошёл и видел собственными глазами. Михаил Александрович сам участвовал в военных действиях и поэтому все его очерки настолько правдоподобны, что захватывает дух. После знакомства с творчеством Шолохова М. А. на военную тематику, я ещё больше стала патриотом своей Родины.

1. Вообще публицистика военной поры, многообразна по форме, индивидуальна по творческому воплощению, являлась средоточением величия, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. Она не знала себе равных во всей мировой истории.
С первых дней войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати.
Шолохов принимал активное участие в борьбе против фашизма, против угрозы новой войны. Он остро чувствовал её приближение и не мог скрыть своей горячей ненависти к фашизму. Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде партии, Шолохов взволнованно говорил:
«Если враг нападёт на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмём в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
Готовясь к военным испытаниям. Шолохов был полон мирных планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины» , задумывает новый роман о труде колхозной интеллигенции и о больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности. С дальних степных хуторов, с придонских станиц
3
тянутся к своему депутату ходоки, чтобы вместе с ним решить насущные вопросы своей жизни. Вместе с коммунистами Вёшенского района и всей Ростовской области Шолохов утверждает социалистическую новь на родном дону.
Громадная созидательная и творческая работа писателя и общественного деятеля была нарушена Великой Отечественной войной. Писатель встретил начало тяжких для Родины испытаний в родной станице, полный, как и весь народ, решимости отстоять независимость своей Отчизны.
23 июля 1941 года в Вёшенской, на старой станичной площади, собрался многолюдный митинг Жители станицы и окрестных хуторов пришли проводить уходивших на фронт казаков. Шолохов, выступив перед одностаничниками, выразил уверенность в победе нашего народа над гитлеровскими захватчиками. « Фашистским правителям, -говорил он,- основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекая их движения на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальников».
В этот же день Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Сталинскую премию первой степени за роман «Тихий дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабочее - Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину»

2. Само определение публицистика (от латинс. Publicus- общественный) – это род производства, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества.
Творчество Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны и, начиная с 1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: « В казачьих станицах», « По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», На Юге» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти».
«Наука ненависти» - рассказ о фашистских людоедах, о продуманных распорядках в лагерях смерти, о крайнем озверении громил и вешателей, планомерно, методически точно выполнявших программу истребления и порабощения народов. Тем оправданнее звучит в рассказе ненависть советского народа, та его могучая сила сопротивления,
4

которая была крепче броневых машин.
Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция ярой непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот например какую символическую картину рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И её с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию»

Ведущим жанром художественной публицистики времен ВОВ был очерк – жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности, излагающий и анализирующий реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Наиболее распространенными в годы войны были очерки о событиях, очерки-портреты, посвященные героям войны, и жанр очеркового дневника. Очерки военной поры отличались глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателя. За годы войны очерк прошел несколько этапов – от первых дней войны, дней отступления, когда слово публициста соединяло людей для отпора врагу и звало вперед, до победного шествия Красной Армии по странам, освобожденных от фашистского ига. Очерки военной поры представили нам галерею ярко индивидуальных героев, пробудил чувство ненависти к врагу и любви к Родине.
В публицистике Великой Отечественной войны убедительно проявлялось художественное своеобразие писателей, журналистов. Особенность публицистики и в том, что перо мастера слова предавало ей качества художественной прозы. «В дни войны газета – воздух, - писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба.» Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в
воспитании патриотизма.
5

4 июля 1941 года в «Правде» появляется первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону». Это рассказ о том, как встретил советский народ весть о войне, как вскипала его
благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества. Писатель рисует портреты своих земляков, заставляет их высказывать свои мысли о событиях, потрясших мир, произнести взволнованное слово о Родине. Война порушила
мирную жизнь, принесла людям горе.
«- Вот и опять лезут на нас. Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!» (том 8), - говорит молодая смуглая женщина, провожая мужа на фронт. А на площади один за другим выступают станичники, и не было такого, кто бы дрогнул, у кого бы с губ сорвалось слово малодушия и растерянности.
Взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи – «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле…». Это было то время, когда в военкоматы нескончаемым потоком поступали заявления с просьбой отправить на фронт… Люди отрывались от самых неотложных дел и брались за винтовку.
Очерк предельно сжат, лаконичен, но в нем широко отражено дыхание тревожного времени, так как то, что сказано о станице, было тогда во всех уголках нашей страны.
Шолохов сдержан в проявлении собственных чувств, его очерки не содержат патетических слов и восклицаний. Сила их воздействия в другом… Чтобы возненавидеть врага, надо заглянуть ему в глаза, увидеть черный мрак его души. Силу для победы над ним дает не только ненависть, но и презрение. Разнолики как будто гитлеровцы, попавшие в плен. О них рассказывает писатель в своём очерке «Военнопленные». Ефрейтор Беркманн «считает себя культурным, порядочным человеком и, разумеется, решительным противником ненужной жестокости» (том 8). Его «культурность» - это лишь маска, едва прикрывающая оскал зверя.
Брезгливость и отвращение вызывают образы гитлеровских головорезов, нарисованных в очерках «Военнопленные», «На Юге»… Попав в плен, голодные и оборванные, они «как звери набрасываются на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не пережёвывая, глотают торопливо, жадно…» (8 том). Писатель не прибегает к художественным ухищрениям, показывая сущность тех, кто возомнил себя высшей расой. Они наглы и самоуверенны, когда истязают безоружных мирных жителей. « В плену их внешний образ разительно меняется» (8 том). Художник не ограничивается нагнетанием деталей, усиливающих отталкивающее впечатление.

6

«Так они выглядят здесь. Но предоставим слово, кто видел их в другой обстановке» (8
том). Старик-колхозник Колесниченко, недавно вырвавшийся из немецкого плена, рассказывает о чудовищных злодеяниях, творимых фашистским зверьём на советской земле. Речь его нетороплива, но сколько горечи, скрытого волнения и жгучей ненависти,
перехватывающей дыхание.
В очерках Шолохова главная, заветная идея – идея неотвратимости гибели врага – находит своеобразное художественное воплощение. Даже композиция его очерков продиктована ею: зачин и лаконичная концовка, написанные в форме авторского раздумья или зарисовок увиденного им во время фронтовых скитаний, выступают в роли своеобразного обрамления, придающего завершенность, законченность всему очерку.
В конце очерка образ пленного немца, крестьянина с большими мозолистыми руками, потрясенного страшной мыслью о том, что «всему германскому народу придётся расплачиваться» за злодеяния, причиненные народам. Еще более последовательно и четко тот же художественный принцип реализован в очерке «На Юге». « Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идём приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?» (8том) – так ответил коренастый широкоплечий человек, шагавший по степной дороге на запад в колонне людей.
М.А. Шолохов пишет «Слово о Родине». Это слово любви и гордости, тревожного волнения и горестного воспоминания о былом: «Зима. Ночь. Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь…» (8том) – так проникновенно и просто обратился писатель к народу, как бы вместе с ним отдаваясь раздумьям, навеянным воспоминанием о былом. Писатель вверяет ему, соотечественнику и другу, свой дар окинуть мысленным взором просторы Родины и задуматься обо всем, что сейчас тревожит, волнует, радует и печалит миллионы людей на родной земле. Лирический образ Родины, возникающий в начале очерка, покоряет. Совсем недавно над русской землёй пронесся военный ураган и оставил ещё не стёршиеся следы разрушений. Однако не только это возбуждает тяжкие раздумья: «Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей, как горька вдовья слеза, тягостен вздох ребенка, не дождавшегося отца, как трагична в своём безутешном горе старость».
Когда в очерке Шолохова перед мысленным взором возникает образ Родины и вырисовываются портреты тех, кого осиротила война, то осознаешь гуманистическую правомерность призыва советского писателя к свящённой ненависти к врагу: «Мой
и т.д.................

В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле Вёшенской погибла его мать.

С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1943).

После войны Шолохов продолжал активную общественную работу, писал публицистические произведения.

В 1956 годуШолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает - в последний день войны - 9 мая.

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории - борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.

В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет - хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Спустя 25 лет после создания романа «Тихий Дон» - в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман, переведённый к тому времени на многие языки, была присуждена Нобелевская премия.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов скончался. Похоронен он в станице Вёшенской на крутом берегу Дона, как сам того пожелал.

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.

Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ «Судьба человека», затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который «и в плену, и в потемках свое великое дело делал»; «худенький такой, курносенький парнишка», взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.

Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.

Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…». Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

Другие работы по теме:

Рассказ написан в году во время хрущевской оттепели. Шолохов был участником. Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа.

В своем романе. Поднятая целина. Михаил Шолохов знакомит нас со многими героями это и дед. Щукарь и Макар Нагульнов и Семен Давыдов и Варя и Лушка и многие другие. У каждого своя судьба и у всех разная и по своему счастливая или трагическая.

В следующей группе рассказов основной темой становится возвращение солдата с войны. Эта тема раскрыта в двух новеллах – «Очень коротком рассказе» и «Дома». В «Очень коротком рассказе» тема только намечена, и рассказ представляет больший интерес.

(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Васильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой тяжелой обстановке фронта происходила проверка и закалка характеров людей.

Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник.

(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины.

Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, - романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова

Мой Шолохов М. А. Шолохова я открыла для себя в этом году. Мы привыкли, что открытия бывают в науке, технике, но я думаю, и в литературе они встречаются на каждом шагу. В любом писателе человек находит для себя что-то близкое своему миропониманию. И Шолохов стал для меня таким открытием. Его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» заставили меня по-иному смотреть на некоторые вещи, над многим задуматься.

Впервые я познакомилась с произведениями Шолохова в одиннадцатом классе. Меня сразу увлек сюжет романа «Поднятая целина», но когда я прочитала рассказ-эпопею «Судьба человека», то была поражена вдвойне: это произведение позволило мне увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного русского человека Андрея Соколова.

Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний.

Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Автор: Шолохов М.А. Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств.

Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев "Сорок первый", А. Толстой "Гадюка")

Гуманистическая тема в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека". Автор: Шолохов М.А. "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа "Судьба человека".

Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Автор: Шолохов М.А. Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома

Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов) Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа.

У каждого человека своя судьба, кто-то ей доволен, кто-то нет, а кто-то видит смысл жизни лишь в том, чтобы все свои беды списывать на судьбу. В рассказе Шолохова "Судьба человека" через судьбу простого работяги была показана судьба всего народа, т.к. в годы воины такая жизнь могла повторяться много раз.

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Наименование секции/подсекции:
Жизнь и творчество М.А.Шолохова

Исследовательская работа

Тема: «Публицистика М.А.Шолохова 1941-1945 гг»

Руководитель:
Волченко Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1
Пролетарского района
г. Ростова-на-Дону

г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание

Введение
стр. 3

Глава 1.
Жизнь и творчество военного корреспондента
М.А. Шолохова в 1941-1945 гг.
1.2 Первый боезаряд – очерк «В казачьих колхозах»
1.3 «На пути к фронту!»
1.4 Заметка «Гнусность»

1.7 Очерк «Военнопленные»
1.8 «На юге»
1.9 «Письмо американскому народу»
1.11 Публикации победного мая

стр.4 стр. 4
стр. 7
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 16
стр. 16
стр. 17

Глава 2.

Выводы
стр. 19

Литература
6. Приложения

стр. 20
стр. 21

Введение

Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению, являлась сосредоточением величия защитников Отчизны, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. С первых дней Великой Отечественной войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати. Многие советские писатели в годы Великой Отечественной войны стали военными корреспондентами и осваивали новые для них жанры военной публицистики.
Цель данной работы – исследование военной публицистики М.А. Шолохова и определение ее значимости для сегодняшних читателей. Отсюда следуют задачи:
Изучить биографию писателя военных лет.
Прочитать и проанализировать публицистические произведения М.А.Шолохова 1941-1945 гг.
Произвести анкетирование старшеклассников и взрослых на тему «Военная публицистика М.А.Шолохова»
Предмет исследования – военная публицистика М.А.Шолохова 1941-
1945 гг.
Методы исследования: изучение литературных, литературоведческих и биографических источников, краеведческих материалов, анкетирование старшеклассников и респондентов более старшего возраста по данной проблеме, работа со статистическими данными.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение литературы периода Великой Отечественной Войны напоминает о тех героических подвигах, которые были совершены для победы и нашего благополучного будущего. Произведения очевидцев событий, военных журналистов, поднимали и поднимают патриотический дух читателя любого возраста. Сегодня же произведения, созданные очевидцами и участниками Великой Отечественной войны, незаслуженно отодвигаются на второй план современными авторами, которые в своем подавляющем большинстве знают о войне понаслышке. Между тем военная публицистика нашего земляка М. Шолохова 1941-1945 гг. обладает мощным воспитательным потенциалом патриотизма у современного молодого читателя.

Глава 1
Жизнь и творчество М. А. Шолохова в 1941-1945гг.
Еще до войны нашим земляком, писателем Михаилом Александровичем Шолоховым было создано немало талантливых произведений: сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", две книги эпопеи "Тихий Дон", роман "Поднятая целина». Все они стали событиями в литературной жизни страны.
22 июня 1941г Советский Союз вступил в смертельную схватку с германским фашизмом. Уже на второй день войны Михаил Александрович Шолохов переводит в фонд обороны СССР Государственную премию, полученную им за роман «Тихий Дон» и посылает Наркому телеграмму, в которой сообщает о своей готовности «встать в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Полковой комиссар Шолохов с июля 1941 г. участвует в Великой Отечественной Войне в качестве военного корреспондента Совинформбюро, «Правды» и «Красной звезды». 26 июня газета «Правда» публикует заметку «Митинг в станице Вешенской». В ней говорится, что «с теплой напутственной речью обратился к казакам депутат Верховного Совета СССР, писатель-академик М. Шолохов.»
Главный редактор военной газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг затребовал Шолохова к себе в редакцию специальным корреспондентом. Он подбирал литотряд большой стратегической мощи: Алексей Толстой, Андрей Платонов, Александр Фадеев, Константин Симонов, Илья Эренбург Шолохову вручили удостоверение с красными, как тогда говорили, корочками. На развороте, кроме фотографии и печати, значилось: «Центральный орган Наркомата обороны СССР „Красная звезда“. Удостоверение № 158. Предъявитель сего Полковник Шолохов Михаил Александрович является спец. корреспондентом газеты „Красная звезда“» .
4 июля на страницах «Правды» напечатан большой очерк «На Дону».

1.1 Первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону»

Главная мысль этого публицистического произведения - Дон готов сражаться с врагом! Очерк « На Дону» играет важную роль в творчестве М.А. Шолохова военного периода, потому что читатели горячо откликнулись на эту оперативную и оптимистическую публикацию. Шолохов доходчиво и безыскусно пишет о том, как встретили простые советские люди известие о войне, как вскипал их благородный гнев: «Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева». Большую силу этому очерку придают взволнованные слова об Отчизне, о двух чувствах донского казачества: о любви к Родине и ненависти к фашистским захватчикам. Любовь, как философски отмечает Шолохов, будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов.
Очерк «На Дону» позже вышел брошюрой в Пятигорске и Ростове-на-Дону. Он стал ценным достоянием очерковой литературы ХХ века. В нем писатель осмыслил как историческое событие первый месяц войны, период отступлений, не показал паники и страха, а внушал читателям веру в неизбежность победы и оптимизм.
Очерк «На Дону» глубоко эмоционален и гуманистичен, поэтому « На Дону» часто считают своеобразным подступом Шолохова к крупным прозаическим произведениям о войне.
Очерк описывает подлинные события, имена, соотносит героев материала с суровой реальностью. Это свидетельствует о небывалом контакте военного корреспондента, публициста, писателя с читателями и с теми, кто становится героем его очерка. Военная публицистика Шолохова, от самого первого очерка до последних его статей в «Правде» 1945 г., отличалась высокой правдивостью и естественностью повествования.
Шолохов работает как художник – крупными уверенными мазками создает портреты мирных колхозников-казаков: тут «медвежковатый Федя» и его смуглая жена, тут бывший батареец, красный партизан Земляков Яков, «немолодой, со впалыми щеками, колхозник Кузнецов», рассказывающий об издевательствах, которые он перенес в германском плену О героях сказано очень немного, скупо, но порой лишь через одну деталь видится целая человеческая судьба.
Вот, например, не названный по имени пожилой всадник, который пробравшись сквозь «зеленый разлив» озимой пшеницы, дает клятву рубить врага «до самых узелков, какие им, сукиным сынам, повитухи завязывали!». Шолохов выпытывает у него, что поговаривают казаки насчет войны. Всадник обстоятельно докладывает о том, что казаки «сроду затишку не искали и ухоронов не хотели». А на эту войну «пойдут охотой» - на нашу землю посягнул опасный и сильный враг. Через диалог, через откровенный разговор с реальным человеком раскрывается образ и характер казака работящего, с гордостью говорящего о славе казачества, отличавшегося не только трудолюбием, но и смелостью, мужеством. Он рассказывает Шолохову, что «двух георгиев и три медали заслужил». Как известно, георгий (георгиевский крест) – «наградной знак к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для нижних чинов с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля». Значит, этот герой шолоховского очерка – настоящий герой I мировой войны, пользующийся заслуженным уважением казаков. Так, через деталь Шолохов дорисовывает нелегкую судьбу своего героя, готового теперь биться и с фашистом.
Особую характеристику героям всех очерков Шолохова придает речь персонажей. Герои очерка не только широко используют пословицы и поговорки, но и особые, казачьи слова, точные, меткие, образные. («Ежели понадобимся Красной Армии скорее – готовы хоть зараз», «что это есть за Гитлер, за такая вредная насекомая, что он на всех насыкается и всем покою не дает?» и др.). Кроме того, в шолоховской публицистике военных лет возрождается интонация, которая сглаживает границы между книжными и разговорными словами. («Я, конечно, извиняюсь, граждане. Но здоровье мое они всё до дна выпили И, ежели придется воевать, солдатов ихних я, может быть, и буду брать в плен, а офицеров не могу. Не могу – и все! Самое страшное я перенес там от ихних господ офицеров. Так что тут уж извиняйте»)
Еще одной особенностью Шолохова-публициста является умение слушать людей, не мешать им говорить. В очерке автора как корреспондента практически не слышно, за исключением последних абзацев. Это писательская манера позволила Шолохову достигнуть максимальной достоверности и простоты в повествовании. Этой же цели служит и свободная композиция очерка, которая помогла автору показать широкую картину событий в тылу. Шолохов воплотил свою журналистскую задачу - очерк служит делу воспитания ненависти к врагу, разрушившего мирную жизнь простых людей, и чувства патриотизма, верности Отчизне.
Неоднократно отмечалась и такая характеристика данного очерка, как проведение исторических параллелей. Свежа память казаков о германской войне, помнят они и другие героические страницы русской истории, видят в них яркий пример для советских воинов, вступивших в борьбу с фашизмом. Автор – патриот, очевидец событий, прозорливо обобщает: « Великая в народе злость против этого Гитлера».
Однако, как уже отмечалось выше, в очерке сильны оптимистические ноты. Символом мирной жизни, которую никогда и ничем не прервать, становится «раскрасавица» рожь, уродившаяся на славу. Поэтому несколько раз взгляд писателя и, конечно, читателя падает на доцветающую озимую пшеницу - густую, сочно - зеленую, стоящую стеной, «как молодой камыш».
Такими же символами мирной жизни и надежды на будущее становятся и бегущие, «взявшись за руки, двое ребят в возрасте семи – десяти лет», и мирно пасущийся на лугу конь. Показывая, как вступают в ряды Красной Армии простые казаки-хлеборобы, Шолохов подходит к философским размышлениям о ценности человеческой жизни, о войне и мире, о добре и зле, об уроках истории, стремится осмыслить происходящее, хотя идут лишь первые дни войны.

1.2 Первый боезаряд очерк «В казачьих колхозах»
31 июля 1941 в «Красной звезде» появляется очерк «В казачьих колхозах». Исследователь жизни и творчества Шолохова В.О.Осипов назвал эту публикацию «первым боезарядом», т.к. в ней было реализовано первое задание редактора «Красной звезды» - написать что-нибудь о настроениях казаков.
На первый взгляд, это обычная корреспонденция о трудовых буднях колхозников, о борьбе за урожай: «На бескрайних донских полях уборка хлебов в разгаре. Грохочут гусеничные тракторы, над сцепами комбайнов синий дымок смешивается с белесой ржаной пылью, стрекочут лобогрейки, подминая крыльями высокую густую рожь На соседнем участке колхоза «Большевистский путь» работает комбайн комбайнера Зеленкова Петра. Первый же убранный гектар ржи дал 28 центнеров бункерного веса, и это при сравнительно малой влажности зерна и ничтожном проценте сорности. Местами урожай достигает 30–35 центнеров с гектара». Но автор прерывает сам себя: «на всем лежит строгая печать войны: по-иному, стремительно и напряженно, работают люди и машины, на станичных площадях у коновязей ржут пригнанные из табунов золотисто-рыжие донские кони, загорелые молодые всадники в выцветших кавалерийских фуражках едут на призывные пункты, и, разогнув спину, женщины-сноповязальщицы долго машут им руками, кричат: «Счастливо возвернуться, казаки! Бейте гадов досмерти! Буденному низкий поклон с Дону!» Красной Армии все нужно. И все для армии делается. И все помыслы там, на фронте. И одно желание у всех в сердцах: поскорее переломить хребет проклятой фашистской гадюке!» . Мирное название очерка контрастирует с суровой реальностью – сейчас даже мирный труд призван служить делу борьбы с германским фашизмом.
В уже знакомой нам по очерку «На Дону» манере Шолохов дает портреты-судьбы казаков и казачек. Радуется богатому урожаю пожилой колхозник-казак, разминающий в ладонях пшеничный колос. Смуглому от солнца и пыли комбайнеру Зеленкову и его бойкой жене Марине, в прошлом году заработавшей больше, чем муж, некогда тратить горячее время на разговоры. «Колхозник Солдатов Василий, из колхоза имени 26 бакинских комиссаров, вдвое перевыполнив норму на скирдовании, спустившись со скирда и выжимая мокрую от пота рубаху, говорит: «Враг у нас жестокий и упорный, поэтому и мы работаем жестоко и упорно. А норма, что ж Норму надо тут перевыполнять, а вот пойдем на фронт, там уж будем бить врагов без нормы». . С уборкой «поспешают», потому что не сегодня-завтра ждут молодые, сильные казаки, что их заберут на фронт. Обижаются, что кого-то берут, а кого-то пока оставляют в тылу. Автору и читателю понятно их « желание – идти и разить одуревшего от крови и дешевых успехов врага. Это – желание молодых казаков Дона, вчерашних и завтрашних бойцов великой Красной Армии. Это – желание тех, чьи предки на протяжении веков кровью своей поливали границы родины, отстаивая ее от многочисленных врагов.»
В этом очерке Шолохов вновь проводит исторические параллели, вспоминая I мировую войну и Отечественную войну 1812 г. В уста 83-летнего старика Евлантьева Исая Марковича вложил Шолохов историческое предание о том, как Наполеон на Россию войной ходил. Обманула «глупая звезда» Наполеона, обманет она и «этого германского начальника», уверен старый казак, не было удачи одному, будет «неповадно» и Гитлеру. Этим преданием Шолохов заканчивает повествование, не давая ни единого комментария, справедливо полагая, что они тут излишни.
В очерке «В казачьих колхозах» ярче виден шолоховский стиль повествования, знакомый нам по его «Донским рассказам», «Поднятой целине» или «Тихому Дону», например: «Темная июльская ночь. Падучие звезды на черном небе. И тихий старческий голос». .
В этом же очерке усиливает пропагандистское звучание. Даже казаки дают пламенные клятвы-призывы: «Работать надо так, чтобы суставчики похрустывали, а горючее всеми средствами надо беречь и в Красную Армию отсылать. Там оно нужнее, и там его так произведут в дело, что у фашистов суставы и хрустеть будут и наизнанку выворачиваться» или «Пропишите через «Красную звезду» моим ребятам и всем бойцам, какие на фронте, что тыл не подкачает! Пущай они там не дают спуску этим фашистам, пущай вгоняют их в гроб, чтоб наша земля стала им темной могилой!» .
23 августа военному журналисту Шолохову был дан приказ отправиться на Западный фронт, в 19-ю армию генерала Ивана Степановича Конева, который позже станет маршалом. Встретились не просто писатель и командарм, а земляки, т.к. Конев до войны пребывал на командной должности в Северо-Кавказском военном округе и жил в Ростове. Шолохов пробыл в этой армии до октября вместе с Александром Фадеевым и Евгением Петровым, соавтором Ильи Ильфа по знаменитым сатирическим романам «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Петров писал о Шолохове: «Это редчайший художник. Подметит деталь, как никто другой, скажет одно только слово и возникает целая картина». Возможно, такие детали он приметил в шолоховском очерке «По пути к фронту!», который рождался в эту самую поездку. . По результатам поездки в 19-ую армию Конева Шолохов создал несколько очерков: «Первые встречи», « Люди Красной Армии» и др.

1.3 Очерк «На пути к фронту!»
Данный очерк является сегодня поистине библиографической редкостью. , не печатался во многих прижизненных собраниях сочинений Шолохова. Внимательный читатель может обнаружить в нем переклички с отдельными мотивами «Тихого Дона» и еще не написанным к тому времени «Они сражались за Родину», что, собственно, и неудивительно. В.О.Осипов отмечает также обращение Шолохова к толстовской манере из «Войны и мира» .
В Совинформбюро этот очерк поступил 17 сентября, через две недели после возвращения Шолохова в Москву. В этой публикации Шолохов вновь предстает перед нами художником, умело подбирающим яркие краски для рассказа о войне. Им выбраны черный (черные, обгорелые стены жилищ, выгоревшие дотла села), желтый (кошка, как желтая молния, золотой подсолнух) и красный (красные гроздья рябин, флажки регулировщиков, груды кирпича на месте домов). Краски тревожные, резко контрастные. Автор впервые пишет о том, что остается там, где побывал фашист: «Земля обезображена воронками от снарядов, мин, авиабомб. Воронок этих множество. Все чаще попадаются пока еще не прибранные трупы людей и лошадей. Сладковато-приторный трупный запах все чаще заставляет задерживать дыхание.»
От предшествующих очерков эту публикацию отличает практически полное отсутствие диалогов. Находясь на территории, только освобожденной от врага, автор будто в молчании наблюдает за всем, боясь растерять мельчайшие свидетельства безжалостности фашистов. Интересно и то, что сиротство истерзанной смоленской земли он показывает через образы животных и птиц: мирно умывающейся лапкой кошки на пепелище; двух одичавших кур, которые представляются автору двумя вдовами, оставшимися «без своего петуха и подружек»; голубей, вьющихся над развалинами колокольни; униженно виляющей хвостом небольшой собачонки; молчаливых и жалких воробьев над сожженным селом
Также неприкаянно себя чувствуют женщины и дети, жители сожженного села. Однако они верят в силу Красной Армии. Символом веры народа в победу становится «единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотистыми лепестками Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти».
Голос автора в этом очерке звучит задумчиво, даже несколько отстраненно, хотя чувствуется его закипающий гнев: «Какой же тупой, дьявольской ненавистью ко всему живому надо обладать, чтобы стирать с лица земли мирные города и деревни, без смысла, без цели подвергать все разрушению и огню».
За короткое время Шолохов печатает около 10 очерков и статей, больше, чем за семь довоенных лет. Он очень продуктивен, хотя сам считает, что работа газетного корреспондента в годы Отечественной войны давалась ему трудно: «По характеру не могу я скоро писать. Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы, нет оперативности, что так необходимо для мобильной газетной работы»
В августе-сентябре он выезжает на Смоленское направление Западного фронта, в 16-ую и 19-ую армии. Газета «Красная Звезда» публикует его статьи «На Смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные» и другие.

1.4 Заметка «Гнусность»
Заметка «Гнусность» появилась в «Красной звезде» 29 августа и была перепечатана через неделю «Правдой».
Об истории создания заметки рассказывает редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг: «Как раз вскоре после возвращения Шолохова с Западного фронта мы (редакция «Красной звезды») получили сообщение о новом подлом злодеянии гитлеровских вояк. На Смоленском направлении, близ Ельни, разгорелся ожесточенный бой. Когда наша часть перешла в наступление, немцы выгнали женщин и детей из сел и заслонили ими свои окопы, продолжая вести огонь. Мы показали Шолохову это сообщение. Я увидел, как запылало его лицо, помню его гневный голос: "Гнусность!" Слово Шолохова, понимали мы, было тогда особенно важно, и я тут же попросил его написать об изуверстве фашистских захватчиков. Невелика была эта заметка, которую он так и назвал - "Гнусность", но какой внутренней силой она дышала!»
В этой небольшой публикации ярко проявляется такое яркое качество Шолохова как причастность. Он был личностью в высокой степени социально активной. Шолохов не наблюдал жизнь, не свидетельствовал о ней, он был ее участником, действую щим лицом.
В корреспонденции «Гнусность» Шолохов с убийственной убе-дительностью показывает омерзительное и страшное обличье оболваненных геббельсовской пропагандой немецких вояк, устроивших во время боя подЕльней живой щит из мирных женщин и детей. «Не знаю, как на языке Геббельса будет называться то, что произошло под Ельней, – военной сметкой ли, проявлением ли немецкой находчивости, – но на языках всех цивилизованных народов мира такой поступок, бесчестящий солдата, всегда назывался и будет называться гнусностью.» Поэтому в заметке «Гнусность» автор дает клятву от лица всех советских людей: «Народы Советского Союза и Красная Армия ведут счет злодеяниям немецких фашистов. И ответ будет один: большой кровью заплатят они за пролитую кровь наших людей и кровью же будут расплачиваться за собственное бесчестье.»

1.5 Статья «На Смоленском направлении»
О том, каким был Шолохов военным корреспондентом, вспоминал П.Луговой: «Беседовал с военнопленными немцами, ездил на передовую. В этих поездках Шолохов простыл, заболел и был помещен в госпиталь. Откуда скоро вернулся, заявив, что, когда идет война, ему нужно работать».
После заметки «Гнусность» Шолохов все внимательнее вглядывается в лица пленных фашистских солдат, словно пытаясь понять, что движет ими, что является причиной зверств захватчиков на нашей земле, осталось ли в них что-либо человеческое.
В маленькой статье «На Смоленском направлении» писатель рисует портрет гитлеровского солдата. Уже в 1941 г. Шолохов прозорливо увидел «первые признаки начинающегося разложения части гитлеровской армии: недовольство офицерским составом, отсиживающимся в тылу, сознание полной бесперспективности войны с Советским Союзом, недоверие к авантюристической политике гитлеровской клики.»
Обер-ефрейтор «Вернер Гольдкамп попал в плен сегодня утром. Он участвовал в захвате Польши, Франции и с начала военных действий находится на Восточном фронте. Последние трое суток он не ел и не умывался, лицо и одежда его в грязи, серо-зеленый мундир изрядно потрепан, сапоги залатаны». Плененный враг не жалок, не унижается, глаза его смотрят ненавидяще. Но говорит он важные слова: «больше войны не хочу!» Вторит ему и другой пленный «нельзя воевать. Сдадимся!»
Автор не допрашивает пленного, он просто хочет узнать «что он собой представлял в прошлом, как ему воевалось на нашей земле» Удивительно, что это стремление того же Шолохова, который и в очерке «На Дону», и в заметке «Гнусность» взывал к справедливому мщению за злодеяния фашистов, к благородной ненависти к врагам. В этом писательском стремлении увидеть в кровном враге человека и понять его видно истинное величие души русского человека – сильного, благородного, великодушного.

1.6 Очерки «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»
Очерки «По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армию» интересны во многих отношениях. Во-первых, эти три очерка были написаны для зарубежной печати. Во-вторых, они долгое время не входили в собрания сочинений Шолохова. А между тем, именно в этих очерках создаются интересные образы воинов Красной Армии, войной оторванных от мирной жизни. Именно в этих очерках виден Шолохов-писатель, классик советской литературы. В этих, еще в сущности беглых зарисовках появляются меткие детали и наблюдения, которые писатель позже развернет в законченные художественные образы.
Опубликованные очерки отражают боевые действия, связанные с заключительным этапом Смоленского сражения, главным итогом которого был провал попытки фашистского командования с ходу прорваться к Москве. В этих фронтовых очерках Шолохов передает атмосферу этих дней, когда советские войска в ходе наступательных операций приобретали боевой опыт, который сыграл решающую роль в разгоревшейся вскоре битве за Москву. Шолохов описывает фронтовые будни, жизнь воюющей армии. Впервые мы читаем кое-что и о том, как жилось самому Шолохову: «Для ночлега трем моим товарищам и мне отвели небольшую палатку, старательно замаскированную молодыми деревцами осины. Еловые ветви на земле, покрытые плащом, служили нам постелью. Укрывшись шинелями и тесно прижавшись друг к другу, чтобы было теплее, мы уснули. В одиннадцать часов подо мною дрогнула земля, и сквозь сон я услышал тяжкий гул разрыва»
Но особенно привлекают писателя люди, с которыми ему довелось встретиться. В генерале Козлове, поваре Недзельском, артиллеристе Наумове, разведчике Белове писатель с глубокой симпатией отмечает черты умного героического народа, скромно творящего великое дело. Эти уже тогда подмеченные качества писатель полнее раскрыл в героях романа «Они сражались за Родину», рассказов «Наука ненависти» и «Судьба человека».
Очерк «Первые встречи» был отдан переводчику 22 сентября 1941 г., очерк «Люди Красной Армии» появился в печати 8 октября 1941 года. В нем Шолохов дает ряд интересных портретов офицеров Красной Армии. Например: «Вскоре приходит генерал Козлов. Пожилой, с седыми висками, неторопливый в движениях генерал - участник пяти войн. Он здоровается с нами, устало садится на скамью и, положив большие, мясистые руки на разостланную на столе карту, говорит:
Чаем вас угощали? Нет? Как же это так! Подайте нам чаю да поживее!
Крестьянин в прошлом, генерал с восемнадцати лет находится на военной службе. У него простое русское лицо, слегка приподнятый нос и насмешливо-умные голубые глаза.» И далее в рассказе автор еще не раз подчеркивает простоту генерала, его крестьянскую сметку, хозяйственность, основательность, уверенность в правоте и успешности своего солдатского дела.
Впрочем, все герои очерков «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»- очень скромные люди. И повар Анатолий Недзельский, прерывающий приготовление обеда, чтобы вынести с поля боя раненого лейтенанта, и улыбчивый младший лейтенант Наумов, который утверждает, что он делает «то, что все делают», и лучший разведчик Белов с руками, покрытыми свежими и зарубцевавшимися ссадинами, и безымянный бледный красноармеец, бредущий в залитой кровью шинели на перевязочный пункт, и артиллерист Войцеховский, окруженный шестнадцатью танками и вызвавший огонь на себя, - все они убеждают читателя, что «какие бы тяжкие испытания ни пришлось перенести нашей Родине,- oнa непобедима. Непобедима потому, что на защиту ее встали миллионы простых, скромных и мужественных сынов, не щадящих в борьбе с коричневым врагом ни крови, ни самой жизни.»
И в конце очерка «Люди Красной Армии» снова этот пронзительный шолоховский штрих: «Мы идем по лесу. На земле лежат багряные листья -первые признаки наступающей осени. Они похожи на кровяные пятна, эти листья, и краснеют, как раны на земле моей Родины, оскверненной немецкими захватчиками.» Так в спокойную ткань повествования врывается голос Шолохова-публициста.

1.7 Очерк «Военнопленные»
Ноябрь 1941. В очерке «Военнопленные» писатель снова вглядывается в лица фашистов и замечает: «Чем скорее сознание тягчайшей ответственности и неизбежной расплаты придет к немецким солдатам, тем ближе будет победа демократии над взбесившимся нацизмом.»
Все больше в очерках Шолохова просматривается Шолохов-писатель. В этом очерке автор пытается посмотреть на войну глазами немецкого ефрейтора, только что пившего французское вино и горланившего похабные песенки на пыльных дорогах Белоруссии. Но чувствуется нарастающая тревога этого «культурного, порядочного человека», который не мог слышать криков насилуемой колхозницы и ушел со двора. Не получилось у немцев пройти Россию, «как нож проходит сквозь масло». . Ефрейтор Беркманн неумен, суетливо болтлив и отчаянно труслив, а когда он рассказывает все, что знал о расположении и численности своего батальона, штаба и о складе боеприпасов», Шолохова «тянет выйти на воздух» от презрения к этому грабителю и предателю. .
Образ второго военнопленного более страшен. Это «безнадежно развращенный гитлеровской пропагандой молодой мерзавец» с «глазами затравленного кровожадного хорька» и раздувающимися от слепой ненависти к нам ноздрями. Он уверен в непобедимости Германии, потому что так сказал фюрер, не знает и знать не хочет, кто такие Пушкин и Шекспир, жалеет, что «его военная карьера прервана». . Таких фашиствующих молодчиков, как ни тяжело это говорить, можно встретить сегодня в самой Германии, Прибалтике, западных областях Украины. И это ужасно!
Очерк заканчивается тяжелыми размышлениями пожилого немца: «Германии придется нести страшную расплату» Как отмечает В.О. Осипов, писатель «уловил в этом откровении рядового солдата нечто генеральное для своих обобщений. Очерк с пророческими словами, будто это не 1941 год, а 1945-й и наши войска уже под Берлином.» .
В середине декабря 1941 г. Шолохов получил задание перебираться на Юго-Западный фронт. Он соседствовал с Южным значит, родной Дон неподалеку. В январе 1942 г. Шолохов летит с фронта с очередного журналистского задания. После неудачного приземления военного самолета, груженного ящиками с боеприпасами, Шолохов получает серьезную контузию, смещены внутренние органы, а летчик погиб. В феврале 1942 г. опубликован очерк «На юге».

1.8 «На юге»
В очерке Шолохов вновь описывает зверства фашистов в донских хуторах и станицах. Ненависть к врагу и огромное желание покончить раз и навсегда с фашистами охватывало читателей военных газет после прочтения шолоховских публикаций. ». Да, Шолохов недолго был на Южном фронте, но родился пространный рассказ об увиденном и услышанном. Тут добрые строчки о шахтерах, которые трудятся ради победы под землей, гордо называя себя «хозяева Донбасса» Тут и гневное слово об оккупантах немцах, итальянцах, румынах, венграх и финнах. И вывод автора не скрывает суровой правды: «Враги еще дерутся с ожесточением, поговаривают даже о весеннем наступлении» Тут звучат, как нельзя кстати вспомнившиеся строки Пушкина из «Братьев- разбойников»:
Опасность, кровь, разврат, обман Суть узы страшного семейства;Тот их, кто с каменной душойПрошел все степени злодейства;Кто режет хладною рукойВдовицу с бедной сиротой,Кому смешно детей стенанье,Кто не прощает, не щадит,Кого убийство веселит,Как юношу любви свиданье.
Это о них, захватчиках Их не жаль. Рисуя их внешний облик, Шолохов мельком отмечает: «Обросшие лица их грязны и скучны, в глазах – грусть почти такая же, как у людей». Вот в чем разгадка преступлений фашистов! Они не люди, они нелюди! Насилующие, грабящие, стреляющие в детей, стаскивающие даже со стариков «обувку и одежку», режущие скотину, шарящие по кладовкам и сундукам «Какая же это армия, когда они все как будто из одной тюрьмы выпущенные? – размышляет старик-колхозник Колесниченко, «недавно вырвавшийся из фашистского плена». – «Нету у них никакой идеи.Что означает идея? Это, милый человек, означает такое дело, от какого происходит народу одна пользаГрабеж, он так и называется грабежом» . И пушкинские строки о разбойниках кажутся слишком мягкими, деликатными, когда читаешь о злодеяниях головорезов-фашистов.
Но Шолохов видит изменения в настроении ожесточенно сражающихся вражеских частей: «Под сокрушительными ударами Красной Армии полиняли они и полиняли безнадежно».
После лечения в госпитале Шолохов в конце мая 1942 года приехал из-за Волги вместе с семьей в станицу Вешенскую к матери. 8 июля фашистская авиация первый раз бомбила Вешенскую. Шолохов эвакуирует семью в Николаевск на Волгу. Мать покидать дом отказывается. При очередном налете одна из бомб попала во двор Шолоховых. Мать погибла от осколков. Шолохов возвращается, чтобы ее похоронить
Материалов в корреспондентских блокнотах у Шолохова накопилось немало, но писатель прерывается на создание прозаических произведений: создаются рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину». Лишь летом 1943 года Шолохов обратился с «Письмом к американским друзьям», в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников.

1.9 «Письмо к американским друзьям»
Это письмо было написано по просьбе Всесоюзного общество культурной связи с заграницей. «В судьбу каждого из нас, писал Шолохов, война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... Надо помнить, что огромные пространства нашей земли, сотни тысяч наших людей, захвачены врагом, самым жестоким из тех, что знала история.Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора моих земляков - героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней. Все это принесли в нашу страну гитлеровцы по приказу своего одержимого манией крови вождя. Страна превратилась в единый могучий монолит. Фронт и тыл стали неразрывным целым: красноармейцы и партизаны, рядовые и командиры, инженеры и рабочие, женщины и старики, дети и инвалиды – все вносили свой посильный вклад в разгром ненавистного врага, в защиту любимой Родины. Такого всенародного самопожертвования никогда еще не знала отечественная и мировая история». Далее Шолохов прямо призывает союзников вступить в бой, не колебаться более, открыть второй фронт, иначе война «возьмет втрое больше». Слово Шолохова-публициста звучит призывно, недвусмысленно, честно.
И снова надолго, до февраля 1945 г., замолкает Шолохов. Как корреспондент он бывает на Дону, на Сталинградском, Западном и 3-ем Белорусском фронтах, видит могучий прорыв советских войск в Восточную Пруссию, у Эйдкунена, но почему нет его публицистических произведений – загадка и для многих шолоховедов.

1.10 Статьи об Алексее Толстом
Смерти Алексея Толстого в 1945 г. Шолохов посвятил 2 статьи – «Могучий художник», 25 февраля, и «Из речи на похоронах А.Н.Толстого», 28 февраля. Отдавая должное таланту писателя «большой русской души», Шолохов высоко оценивает публицистические статьи Толстого в дни Великой Отечественной войны: «Толстой-писатель, пламенно любивший родину и всем сердцем ненавидевший фашизм, заговорил гневным языком трибуна, и к голосу его с напряженным и пытливым вниманием прислушивались бойцы на фронте и те, кто в тылу помогал Красной Армии добывать победу. В тяжелые для родины дни, когда гитлеровцы рвались к Москве, Толстой, верный сын разгневанной России, исполненный глубокой веры в свой народ, воскрешал перед советскими людьми историческую славу русского прошлого, заветы наших великих предков. «Сдюжим!» звучало в его статьях.» Болью и грустью проникнуты строки расставания со старшим товарищем по перу, слово которого так было важно для советского народа в эти грозные дни. Неудивительно, что каждый читатель после этих статей Шолохова хочет прочитать военные публикации А.Толстого.

1.11 Публикации победного мая
На окончание войны появилось два отклика Шолохова. Первое совсем короткое, всего в 24 словах: «Гордость за родную Красную Армию, за наш великий народ, любовь, наша глубочайшая признательность великому Сталину вот чувства, неразделимо владеющие нашими сердцами в День Победы». По-шолоховски немногословно. И сколь бы ни был ликующим порыв, но соблюдена четкая расстановка понятий: сначала армия и народ, только потом Сталин.
«Если в мировой истории не было войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941-1945 годов, то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армии-победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия», - писал М. А. Шолохов в статье «Победа, которой не знала история» 13 мая 1945.
Война закончилась, но она не закончилась в судьбе писателя. До последних дней жизни М.А. Шолохов оставался верен любимым героям и темам. Значимость темы Великой Отечественной войны для М.А. Шолохова подтверждают современники, люди, много лет проработавшие с писателем. Читаем в воспоминаниях крупнейшего шолоховеда В.О. Осипова: «Память о войне не отпускала Михаила Александровича Шолохова до смерти. Я тому свидетель Незадолго до кончины он попросит жену поставить пластинку с песней «В лесу прифронтовом». И когда услышал «И что положено кому, пусть каждый совершит!», проговорил: «Да, правильно, вот так». Отмечу: Армия чтила классика до последнего. Вешенская – 23 февраля 1984 года. И везли гроб на артиллерийском лафете, и когда опускали его в родную по-над тихим Доном землю, раздались оружейные залпы».
Так хоронили великого писателя земли русской, сражавшегося за Родину и оставившего богатое наследие военной высоко патриотичной публицистики.

Исследование «Военная публицистика М.А.Шолохова»

Произведения М.А.Шолохова – рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», роман «Тихий Дон» - изучаются в школе. С целью изучения знаний о творчестве нашего земляка и, в частности, о военной публицистике М.А.Шолохова нами были составлены вопросы (см. приложение 1). Летом и осенью 2013 г. учащимся 9-11 классов МБОУ СОШ № 1 и группе взрослых респондентов были предложены анкеты. В результате опроса нами были составлены таблицы. (см. приложение 2)
Итак, опрошены 74 учащихся 15-18 лет одного образовательного учреждения и 26 человек разных возрастных категорий. Знают донского писателя М.А. Шолохова и могут назвать его произведения 100 % опрашиваемых. 50% из них вспомнили роман Шолохова «Тихий Дон», и только 38% читали это произведение. 24% назвали также произведение «Судьба человека», 17% из них читали его. 20% назвали роман «Они сражались за Родину», 8% респондентов роман читали. Сборник «Донские рассказы» знают и читали, к большому сожалению, 5% опрашиваемых.
12 %, т.е. только каждый восьмой из опрошенных, назвал военные очерки Шолохова «На Дону», «На Юге», «Наука ненависти» (подавляющее большинство литературоведов относят последнее произведение к советской военной прозе), «На Смоленском направлении».(см. приложение 3) Знание тем публицистических произведений свелось к военным очеркам и статьям. Никто из респондентов не сказал, что читал военные очерки и статьи Шолохова. Среди газет, в которых сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг, одной третью респондентов были названы «Правда», «Красная звезда». (см. приложение 4)
В процессе исследования нами было установлено, что произведения нашего земляка, великого писателя М.А. Шолохова, старшеклассники знают слабо. Незначительное количество респондентов знает о творчестве писателя в качестве военного корреспондента, могут назвать его очерки и статьи 1941-1945 гг., не читали их.
Следовательно, воспитательный потенциал произведений Шолохова, в частности его военной публицистики, используется слабо.

В публикациях военных лет Шолохов правдиво, без прикрас нарисовал
картины народной войны, фронтовые будни, тяжелые и страшные. Это была память сердца о драматических событиях и судьбах рядовых участников войныХарактеры героев индивидуализированы, полнокровны. Это разные по
силе духа и волевым качествам люди, но объединяет их высокий патриотический порыв. Фронтовые будни раскрывают суть, стержень каждого характера.
Анализируя публицистику периода Великой Отечественной войны, необходимо учитывать ее значительную роль в творчестве М.А. Шолохова. Его произведения о войне во многом определили пути дальнейшего развития отечественной эпической прозы и публицистики.
Публицистика Шолохова военных лет носит не только исторический, краеведческий и литературоведческий характер, но и является высоко патриотичной по содержанию и мощной по воспитательному воздействию на читателя. Кроме того, творчество Шолохова в целом способствует воспитанию читателей в духе любви и преданности своей Отчизне.
Таким образом, следует активнее включать старшеклассников в ознакомление с творчеством писателя М.А. Шолохова, знакомить с его произведениями, не входящими в школьную программу, привлекать к изучению военной публицистики Шолохова, которая учит юных читателей любви к Родине, к родному краю. С целью расширения знаний о Шолохове и привития интереса к краеведческой литературе следует также совершить путешествие в Шолоховский музей-заповедник в ст. Вешенской,

Литература

1. Агеносов В.В., Павловец Т.В. Русские писатели. XX век: Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.
2. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А.Шолохова – М.: Просвещение, 1989.
3. Бирюков Ф.Г. Мужество: Военная проза и публицистика М.А. Шолохова // Наши современники, 1980, № 5
4. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.
5. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов / В. Красовский и др.- М., 2003.
6. Дуров В. А. Орден св. Георгия // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: Просвещение, 1997.
7. Журналистика и медиаобразование-2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: БелГУ, 2007.
8. Литературное наследство. Том 78: Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Кн. 2 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; [Ред. А.Н. Дубовиков и Н.А. Трифонов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Первые фронтовые очерки / Предисл. В.В. Гуры; Публ. Л.Р. Ланского. М.: Наука, 1966
9. Ортенберг Д.И. Время не властно... М., 1975.
10. Осипов В.О. Шолохов [Текст] / Осипов В.О. - М. : Молодая гвардия, 2005. - (Жизнь замечательных людей)
11. Палиевский П. Шолохов сегодня // Литература в школе, 2005, № 2
12. Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества – М.: Воениздат, 1974.
13. Писатели Дона [Текст] : Биобиблиографический сборник / сост. Г. Г. Тягленко. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1976. – 288 с.: ил. 14. Прийма, К. И. С веком наравне [Текст] : Статьи о творчестве М. А. Шолохова / К. И. Прийма. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1979.
15. Русская литература XX века. Большой учебный справочник / Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина и др.- М., 2001.
16. Сообщения Советского Информбюро 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет. - М.,1982. Т.1-2.
17. Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 8 томах. Том 8.: Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1960.

Приложения
Приложение 1

Вопросы анкеты «Военная публицистика М.А. Шолохова»

Какие произведения М.А. Шолохова вы знаете?

Какие произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы можете назвать?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какова тематика публицистических произведений М. А. Шолохова?

Приложение 2
Таблица 1
Участники опроса «Военная публицистика М.А.Шолохова»
среди школьников
класс
Кол-во классов в параллели
Кол-во опрошенных учеников

Итого
4
74

Таблица 2
Возрастные категории опрашиваемых

15-16
17
18
19-24
25-50

м
15
12
7
5
6

ж
19
14
11
7
6

Итого:
32
26
18
12
12

Приложение 3
Таблица 3
Какие публицистические произведения Шолохова вы можете назвать?

м
15
-
0

ж
19
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти»

Итого:
32

м
12
-
0

ж
14
«На Дону»

Итого:
28

м
12
«Наука ненависти»
1

ж
18
«На юге»,
«Наука ненависти»
2

Итого:
30

м
6
«На Дону»
1

ж
6
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти», «На Смоленском направлении»
2

Итого:
12

Итого
100

Приложение 4
Таблица 4
В каких газетах сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг?

м
15
«Правда»
1

ж
19
«Правда»

Итого:
32

м
12
«Правда»
2

ж
14
«Правда»,
«Красная звезда»
6

Итого:
28

м
12
«Правда»,
«Красная звезда»
3

ж
18
«Правда» «Красная звезда»
5

Итого:
30

м
6
«Правда»,
«Красная звезда»
4

ж
6
«Правда» «Красная звезда»
6

Итого:
12

13PAGE \* MERGEFORMAT14515

13PAGE \* MERGEFORMAT142415

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».