Положение о епархиальных викариатствах русской православной церкви. Викарий – это кто? В средневековье функцию викариев исполняли хорепископы, у них было больше полномочий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православной церкви существует чин, который делится на разные призвания:

  • Викарий,
  • Епископ,
  • Священник и т.д.

Викарий, понятие которое предполагает некую должность, приравниваемую к заместителю священнослужителя. Она характеризуется в исполнения конкретных обязанностей, которые заключаются в исполнении частичных обязанностей заместителя церковного администратора.Такой заместитель не относится к епархии. Такая должность существует специально для того, чтобы священнослужитель занимающий ее мог оказывать помощь архиерею в управлении епархией.

Немного истории

Значение понятия «викарий» имеет достаточно много различных толкований. Но несмотря на это толкование во всех словарях примерно одинаково. Как уже упоминалось выше, это помощник приходского священника. История этой должности взяла свое начало еще во времена Римской империи. На нее назначался человек, который служил Богу самим императором.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Назначение было в пределах определенного территориального округа. Данное призвание дает возможность контролировать многие действия правителей конкретных провинций. Но несмотря на то, что назначение происходило императором, снять с должности викария он не имел права.

Также в его обязанности входит возможность оказывать помощь священнику помощи во время проведения богослужений и других священнодействий.

Господь всегда с Вами!

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ().

I. Общие положения

I.1. Викариатство епархии Русской Православной Церкви (далее — «викариатство») является каноническим подразделением епархии Русской Православной Церкви (далее — «епархия»), объединяющим одно либо несколько благочиний епархии.

I.2. Викариатство не имеет прав юридического лица.

I.3. Викариатство осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), уставом епархии, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, решениями Священного Синода, указами и распоряжениями епархиального архиерея и настоящим Положением.

I.4. Викариатство соблюдает законодательство страны пребывания.

II. Управление викариатством

II.1. Епархиальному архиерею принадлежит высшая власть по управлению викариатством.

Викарный архиерей управляет викариатством по делегированию полномочий от епархиального архиерея.

III. Викарный архиерей (викарий)

III.1. Викарный архиерей назначается на должность (освобождается от должности) по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода.

Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются настоящим Положением, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея.

Также в помощь епархиальному архиерею могут назначаться викарные архиереи, не управляющие викариатствами. Полномочия таковых определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея.

III.2. Титул викарного архиерея устанавливается определением Священного Синода. Викарный архиерей епархии города Москвы именуется: «имя, сан, титул , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»; викарный архиерей иной епархии именуется: «имя, сан, титул , викарий именование епархии».

III.3. Викарный архиерей по должности является членом епархиального совета и епархиального собрания епархии с правом решающего голоса.

III.4. Имя викарного архиерея возносится на богослужениях в главном храме города, по которому он титулуется, после имени епархиального архиерея по формуле «и господина Преосвященного сан, (титул,) имярек ».

III.5. Викарный архиерей имеет собственный бланк и личную печать, образцы которых утверждаются епархиальным архиереем.

III.6. Викарный архиерей, управляющий викариатством:

а) осуществляет контроль за исполнением указов и распоряжений епархиального архиерея;

б) составляет отзывы на обращения руководителей канонических подразделений викариатства на имя епархиального архиерея по вопросам, которые, согласно уставам канонических подразделений, требуют согласования (благословения) или утверждения епархиального архиерея;

в) посещает приходы, епархиальные монастыри и другие канонические подразделения викариатства и совершает в них богослужения;

г) осуществляет контроль за деятельностью благочиний, приходов, епархиальных монастырей и иных канонических подразделений викариатства;

д) представляет епархиальному архиерею предложения, касающиеся назначения и перемещения клириков, назначения или отстранения от должности председателей приходских советов приходов викариатства;

е) направляет со своим отзывом епархиальному архиерею представляемые Советом викариатства кандидатуры к рукоположению в священный сан, а также к поступлению в духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви;

ж) направляет со своим отзывом епархиальному архиерею рапорты наместников, игуменов и игумений монастырей, входящих в состав викариатства, о монашеских постригах и о принятии в число насельников (насельниц) монастыря;

з) представляет на рассмотрение епархиального архиерея предложения по учреждению приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства, а также по вопросам изменения состава приходских собраний и приходских советов приходов викариатства;

и) своим распоряжением командирует в случае необходимости клириков викариатства для временного служения в другом приходе на срок не более месяца;

к) для временного служения в другом приходе на более длительный срок командирует клириков на основании указаний епархиального архиерея;

л) несет ответственность за повышение образовательного уровня духовенства и церковных работников викариатства, в том числе проводит пастырские семинары;

м) представляет на рассмотрение епархиального архиерея должным образом мотивированные предложения о награждении церковными наградами клириков и мирян приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства;

н) утверждает график отпусков клириков канонических подразделений викариатства и представляет его в епархиальное управление не позднее 1 января текущего года;

примечание : график отпусков должен быть согласован с календарем общеепархиальных мероприятий и дежурств благочиний на общеепархиальных послушаниях, предоставляемым епархиальным управлением викарному архиерею не позднее 1 декабря предшествующего календарного года;

о) визирует прошения об отпусках, представляемые клириками викариатства на основании утвержденного графика;

п) благословляет краткосрочные отпуска по исключительным обстоятельствам, а также паломнические поездки клириков канонических подразделений викариатства продолжительностью не более 10 дней, при условии нахождения таковым клирикам полноценной замены, в случае их вызова на общеепархиальные мероприятия или послушания;

р) рассматривает жалобы на должностных лиц канонических подразделений викариатства и разрешает возникающие недоразумения, если они не требуют формального церковного судопроизводства;

с) налагает наказания на клириков без запрещения их в священнослужении, или с запрещением в служении сроком не более недели, в случае совершении ими единичных не злонамеренных (или по небрежности) проступков против церковного благочиния; о подобных случаях информирует епархиального архиерея;

т) в случае необходимости формального церковного судопроизводства по поступающим жалобам или возникающим недоразумениям, а также в тех случаях, когда, по его мнению, требуется наложение канонического прещения на клирика, докладывает о том епархиальному архиерею;

у) в случае вопиющего нарушения церковной дисциплины клириком или должностным лицом канонического подразделения викариатства временно отстраняет от служения или от исполнения должностных обязанностей данное лицо и в недельный срок (а в случае отсутствия епархиального архиерея из епархии — с учетом времени его отсутствия) докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им окончательного решения;

ф) при необходимости участвует в приходских собраниях, либо направляет своего представителя для участия в них;

х) представляет со своим отзывом на утверждение епархиальному архиерею протоколы приходских собраний приходов викариатства;

ц) контролирует соблюдение в пределах викариатства финансовой дисциплины и принимает меры по исправлению выявленных нарушений, а в случае грубых нарушений — докладывает о том епархиальному архиерею;

ч) представляет годовой отчет о деятельности приходов викариатства епархиальному архиерею.

III.7. Для осуществления своей деятельности викарный архиерей:

а) созывает собрание священнослужителей викариатства;

б) создает совет и службу делопроизводства викариатства.

Собрание священнослужителей викариатства и совет викариатства являются совещательными органами при викарном архиерее.

Без согласия викарного архиерея, а в вопросах, подлежащих компетенции епархиального архиерея — без его согласия, ни одно решение собрания викариатства или совета викариатства не может быть проведено в жизнь.

IV. Собрание священнослужителей викариатства

IV.1. Собрание священнослужителей викариатства состоит из священнослужителей всех канонических подразделений викариатства, не запрещенных в священнослужении и не привлеченных к ответственности церковным судом.

IV.2. Собрание священнослужителей викариатства:

а) избирает духовника викариатства;

б) избирает по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в викариатство, в состав совета викариатства;

в) рассматривает и обсуждает годовой отчет о деятельности приходов викариатства;

г) определяет основные направления деятельности викариатства;

д) принимает штатное расписание секретариата викариатства;

е) определяет каноническое подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) будут включены сотрудники секретариата викариатства и заботится о материальном обеспечении деятельности структур викариатства;

ж) во взаимодействии с профильными епархиальными подразделениями рассматривает вопросы богослужебной деятельности приходов викариатства;

з) рассматривает иные вопросы, переданные на изучение общего собрания священнослужителей викариатства епархиальным или викарным архиереем.

IV.3. Заседания собрания священнослужителей викариатства проводятся под председательством викарного архиерея по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Заседания собрания священнослужителей викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея.

Кворум заседания составляет не менее 2/3 священнослужителей, входящих в состав собрания.

Решения собрания священнослужителей викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании священнослужителей, входящих в состав собрания. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Решения собрания священнослужителей викариатства фиксируются в протоколах собрания, которые подписываются председательствующим и секретарем. Секретарь собрания священнослужителей викариатства избирается собранием по представлению председательствующего.

Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем.

V. Совет викариатства

V.1. В совет викариатства входят:

а) викарный архиерей;

б) благочинные благочиний, входящих в состав викариатства;

в) духовник викариатства;

г) по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в состав викариатства по избранию собрания священнослужителей викариатства;

д) по усмотрению викарного архиерея — до трех клириков, компетенция которых делает необходимым их участие в совете.

Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея.

Состав совета викариатства утверждается епархиальным архиереем.

V.2. Совет викариатства:

а) рассматривает вопросы пастырской, богослужебной, духовно-просветительской, образовательной, социальной, молодежной, миссионерской, дисциплинарной, административной, финансово-хозяйственной деятельности канонических подразделений викариатства;

в) представляет на рассмотрение епархиального архиерея кандидатов к рукоположению в священный сан или к хиротесии во чтеца;

примечание: ставленнические дела, рассмотренные советом викариатства и снабженные отзывом викария (пункт (е) статьи III.7 настоящего Положения), представляются непосредственно епархиальному архиерею, без дополнительного рассмотрения епархиальным советом или иными органами епархиального управления, за исключением тех случаев, когда епархиальный архиерей сочтет необходимым запросить отзыв таковых органов;

г) во взаимодействии с епархиальной попечительской комиссией имеет попечение о нуждающихся священнослужителях (в том числе заштатных), работниках канонических подразделений викариатства, а также состоящих на покое священнослужителях викариатства;

д) во взаимодействии с епархиальной ревизионной комиссией наблюдает за деятельностью приходских советов;

е) во взаимодействии с епархиальным судом и епархиальной дисциплинарной комиссией рассматривает вопросы церковной дисциплины клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства;

ж) представляет епархиальному архиерею предложения по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением имуществом канонических подразделений викариатства;

з) в пределах викариатства обсуждает планы строительства, капитального ремонта и реставрации храмов с последующим направлением заключений епархиальному архиерею;

и) организует обучение сотрудников приходов викариатства и наблюдает за деятельностью этих сотрудников;

к) осуществляет практическую помощь викарному архиерею в осуществлении решений органов иерархического управления Русской Православной Церкви.

V.3. Заседания совета викариатства проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год, под председательством викарного архиерея.

Заседания совета викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея. Кворум заседания составляет не менее 2/3 членов совета викариатства.

Решения совета викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета викариатства. При равенстве голосов, голос председательствующего является решающим.

Решения совета викариатства фиксируются в протоколах совета викариатства, которые подписываются председательствующим и секретарем совета викариатства.

Решения совета викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем.

V.4. Члены совета викариатства осуществляют свою деятельность в совете викариатства на безвозмездной основе.

VI. Секретариат викариатства

VI.1. Руководитель секретариата викариатства подчиняется викарному архиерею и назначается им на должность.

VI.2. В состав секретариата викариатства могут входить:

а) делопроизводитель;

б) сотрудник викариатства по правовым вопросам;

в) бухгалтер;

г) сотрудник по делам строительства и реставрации;

д) сотрудник по религиозному образованию и катехизации;

е) сотрудник по миссионерской деятельности на приходах;

ж) сотрудник по работе с молодежью;

з) сотрудник по благотворительности и социальному служению;

и) иные сотрудники, необходимые для осуществления поставленных перед викариатством задач.

VI.3. Каноническое подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) включаются сотрудники аппарата викариатства, определяется (определяются) распоряжением викарного архиерея на основании решения собрания священнослужителей викариатства, утвержденного епархиальным архиереем.

VI.4. Документооборот канонических подразделений викариатства с епархиальным управлением осуществляется через секретариат викариатства.

Рапорты и прошения клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства, поступившие в секретариат викариатства, но требующие решения епархиального архиерея, направляются в епархиальное управления через секретариат викариатства, при необходимости — с отзывом викарного архиерея.

Копии указов и распоряжений епархиального архиерея, касающихся

    открытия или закрытия приходов викариатства;

    назначения и перемещения клириков викариатства, а также их награждения или наложения на них прещений;

    назначения или отстранения от должности председателей приходских советов приходов викариатства;

    утверждения графика отпусков клириков викариатства

— сообщаются епархиальной канцелярией викарному архиерею, а также секретарю епархии.

Копии распоряжений викарного архиерея

    о предоставлении клирику викариатства краткосрочного отпуска по исключительным обстоятельствам;

    о наложении на клирика викариатства прещений или краткосрочного запрещения в служении

— направляются секретариатом викариатства епархиальному архиерею.

VI.5. Профильные сотрудники викариатства координируют деятельность соответствующих сотрудников канонических подразделений викариатства.

Православный энциклопедический словарь

Викарий

епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Словарь церковных терминов

Викарий

(лат. наместник) - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Православная энциклопедия

Викарий

наместник, архиерей, который, не имея своей епархии, помогает другому архиерею управлять его областью.

Православие. Словарь-справочник

Викарий

(лат. «наместник», «заместитель») – архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Словарь Ожегова

ВИКА РИЙ, я, м. В православной церкви: помощник епископа, епископ без епархии; в протестантской церкви: помощник священника.

Культурология. Словарь-справочник

Викарий

(лат. vicarious – заместитель) – в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви – помощник священника.

Энциклопедический словарь

Викарий

(от лат. vicarius - заместитель, наместник), в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви - помощник священника.

Словарь Ефремовой

Викарий

  1. м.
    1. Епископ, являющийся заместителем или помощником архиерея, управляющего епархией (в православной церкви).
    2. Помощник епископа или приходского священника (в католической церкви).

Вестминстерский словарь теологических терминов

Викарий

♦ (ENG vicar)

(лат. vicarius -замена)

тот, кто имеет право замещать другого. В англиканской церкви так называется священник, служащий в церковном приходе как его настоятель.

Античный мир. Словарь-справочник

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь Ушакова

Викарий

вика рий , викария, муж. (лат. vicarius - замещающий, заменяющий кого-нибудь) (церк. ). В православной церкви - епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею.

| В католической церкви - помощник епископа или приходского священника.

Католическая Энциклопедия

Викарий

(лат. vicarius - «заместитель», «наместник»).

Апостольский викарий (лат. vicarius apostolicus) - епископ или священник, назначаемый Святым Престолом для управления апостольским викариатом.

Генеральный викарий (лат. vicarius generalis) - представитель епархиального епископа в области общего управления, в этом качестве выполняет ту же функцию, что и ординарий.

Епископский викарий (лат. vicarius episcopalis) - представитель епархиального епископа в области управления;

Приходской викарий (лат. vicarius paroecialis) - священник, сотрудник приходского настоятеля, может назначаться для помощи ему в осуществлении пастырского служения во всем приходе, в определенной его части или для некоторой группы прихожан, а также для несения определенного служения сразу в нескольких приходах. В приходе может быть назначен один приходской викарий или несколько. Приходской викарий назначается епархиальным епископом; он обязан замещать приходского настоятеля в его отсутствие.

Судебный викарий - cудья в епархиальном суде, назначается епархиальным епископом, составляет единый суд вместе с епископом; не может рассматривать дела, которые епископ оставил за собой.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Викарий

От латинского слова vicarius, что значит заместитель. Особое применение слово это получило по отношению к должностным лицам. Со времени Константина Великого Римская империя разделялась на четыре больших административных округа - префектуры, которые в свою очередь подразделялись на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза - правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarius (praefectorum). В. назначался непосредственно императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций (подразделение диоцеза), впрочем, без права отрешать их от должности. Но когда в диоцезе присутствовал сам префект, викарий терял всякую власть. Эта характерная черта делает из В. лицо как бы уполномоченное префектом, который во всякое время может эти полномочия уничтожить. Такой же характер сохранила викариатская должность и в церкви, где термин этот получил широкое распространение. В римско-католической церкви прежде всего сам Папа, как преемник князя апостолов Петра, которого Христос назначил своим заместителем, называется vicarius Jesu Christi. В свою очередь Папа поставляет себе заместителей, которые называются апостолическими В . (vicarii apostolici), также прирожденными легатами (legati nati), если звание это связывается не с личностью епископа, а с известной кафедрой, центральной для данного округа, вследствие чего всякий епископ, вступающий на эту кафедру, ео ipso становится папским викарием. Такие В. появились с V столетия ввиду трудности сношений отдаленных провинций с Римом. В пределах более или менее обширных территорий им предоставлялось осуществление от имени Папы некоторых высших правительственных прав по созванию соборов, по рассмотрению спорных дел между епископами, по принятию апелляционных жалоб и проч. Папскими В. были архиепископы: фессалоникский - для Иллирика, арелатский - для Галлии, севильский - для Испании. К VIII стол. постоянные папские В. исчезли и вновь появились в XI столетии, когда титул этот с более или менее обширными полномочиями предоставлен был архиепископам Зальцбургскому, Майнцскому, Трирскому, Гамбург-Бременскому. В настоящее время назначение апостолических В. имеет место лишь в виде исключения, при обстоятельствах экстраординарных; только в Австрии глава военного духовенства считается папским В. (vicarius castrensis), да благодаря успехам католических миссионеров появились апостолические В. в Австралии, в Китае, на островах Тихого океана и проч. При римско-католических епархиальных епископах также состоят епископы-викарии (vicarius in pontificalibus), которые иначе называются титулярными епископами (episcopi titulares), так как имеют только титул без соответствующей ему епископской юрисдикции, а также епископами in partibus (infidelium), так как посвящаются на фиктивные кафедры, находящиеся в странах неверных. Дело в том, что Первым Вселенским собором установлен был принцип, в силу которого в одной епархии не должно быть двух епископов. Между тем епископы обширных епархий с давних времен нуждались в помощниках архиерейского сана, которые бы осуществляли за них функции их архиерейского священнодействия. Когда в XIII веке язычники Лифляндии и Пруссии изгнали многих епископов из новоучрежденных епархий, а в то же время и на Востоке с падением Латинской империи оказалось значительное число епископов, лишившихся кафедры, то услугами этих изгнанных епископов воспользовались епископы обширных европейских епархий. Этот порядок вещей сделался постоянным, так как Папа с целью охранения своих прав на существовавшие когда-то епархии католической церкви давал и до сих пор дает преемников умирающим епископам этих фиктивных епархий. Таким образом, в римско-католической церкви викарный архиерей является помощником епархиального в осуществлении его прав архиерейского священнодействия (j u ra ordinis); он назначается Папой по предложению епархиального епископа. Иное значение имеет генеральный викарий (vicarius generalis). Это помощник епархиального епископа по управлению епархией, по осуществлению его правительственных прав (jura jurisdictionis). Епископ имеет право и обязанность сам лично управлять своей епархией, поэтому может обойтись и без генерального В.; Папа может принудить его к постановлению последнего только в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или в случае обширности епархии. Генеральный викарий должен иметь степень доктора или лиценциата канонического права или богословия и быть сведущим в правоведении, но какой-либо степени духовного сана от него не требуется; достаточно, чтобы он вообще принадлежал к клиру, т. е. имел тонзуру. Между епископом уполномочивающим и генеральным В., принимающим полномочия, предполагается единство лица, так что оба они юридически рассматриваются как одна инстанция и обжалование действий генерального В. направляется не к епископу, а в следующую инстанцию - к архиепископу. В силу того же единства лиц в присутствии епископа, т. е. когда епископ сам лично совершает какой-либо правительственный акт, генеральный В. юридически не существует. Права его прекращаются тотчас с прекращением прав самого епископа; кроме того, епископ во всякое время может взять назад данные ему полномочия. Иногда допускается специализация дел административных и судебных, так что генеральному В. поручаются одни только административные дела, для дел же судебных существует другой помощник, под именем официала. Юридическое положение того и другого одинаково. В германских епархиях при генеральном В. состоит обыкновенно целое коллегиальное учреждение, а там, где состоялась специализация дел административных и судебных с поручением тех и других различным должностным лицам - генеральному В. и официалу - существуют даже два коллегиальных учреждения: генеральный викариат и официалат или консистория. Sede vacante, т. е. при вакантности епископской кафедры, или sede i m pedita, т. е. когда кафедра юридически не считается вакантной, но фактически епископ поставлен в невозможность осуществлять свою епископскую должность (например вследствие лишения свободы, взятия в плен, но не вследствие болезни, когда назначается коадъютор), управление епархией переходит к кафедральному капитулу, который в течение 8 дней должен поставить эконома для управления имуществом епископии и капитулярного викария (vicarius capitularis) для осуществления епископской юрисдикции. В пределах Росс. империи при римско-католических епархиальных епископах состоят епископы-суфраганы (викарные), которые назначаются императором по предварительном сношении с римской курией; по поручению епархиального епископа они могут исправлять функции генерального В. В случае наступившей вакантности кафедры кафедральный капитул избирает викария впредь до замещения кафедры. Западно-католический принцип викарной юрисдикции выражается в России в том, что должности членов римско-католич. консистории прекращаются со смертью епископа или в случае сложения им епископского сана, а также с прекращением управления вакантной кафедры викарием. Наконец, в римско-католической церкви и приходские священники (парохи) могут иметь В. Они бывают постоянные (vicarii perpetui), когда в приходе находятся филиальные церкви, капеллы или когда приход отличается своей многолюдностью, и временные (v. temporarii), назначаемые в случае наступившей неспособности пароха к прохождению должности, а также на время вакантности этой должности. Последнего рода В. известны и в протестантской церкви. Ср. Deneubourg, "Etude canonique sur les vicaires paroissiaux" (Пар., 1871).

В древнерусской церкви при епископах состоял наместник, который был главным представителем его в области суда и администрации. Первоначально это было лицо духовное, но в конце XIV в., когда при епископах образовался особый служилый класс в лице архиерейских бояр и детей боярских, наместником могло быть и светское лицо. Существованию архиерейских бояр положен был конец в начале XVIII века. Институт же викарных епископов лишь в новейшее время получил широкое развитие. В допетровской Руси при одном только митрополите московском и позже при патриархе московском существовал помощник с архиерейским саном, епископ Сарский и Подонский, при патриархах переименованный в митрополита Крутицкого, который после падения Сарайской орды стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем, быть епископом своей прежней епархии. На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях. Предположение это не осуществилось, как не осуществились впоследствии и стремления Верховного тайного совета передать управление епархиями членов Св. синода в руки особо поставленных викариев. В 1 6 98 г. Петр Великий разрешил киевскому епископу Варлааму Ясинскому "для слабости его здоровья" избрать и посвятить себе епископа-коадъютора, с тем чтобы привилегия эта распространялась и на его преемников. К концу XVIII стол. существовали викарные епископы в епархиях Новгородской, Московской и Киевской. В нынешнем столетии случаи определения викариев как архиереев, вспомогательных при епархиальных епископах, стали чаще, а в 1865 г. высочайше разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их без обременения государственной казны, именно достаточно состоятельные монастыри. Викарный архиерей посвящается в епископа одного из городов данной епархии; но это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого города, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Викарий есть только помощник епархиального архиерея, прежде всего в осуществлении прав священнодействия; участие его в епархиальном управлении не определено какими-либо твердыми правилами. Обыкновенно по усмотрению епархиального архиерея ему поручается предварительный просмотр, иногда и утверждение консисторских журналов и протоколов; далее, ему передаются дела о присоединении иноверцев к православной церкви, о выдаче мира, освященных антиминсов, метрических свидетельств, паспортов духовным лицам, о предании церковному покаянию по сообщениям присутственных мест и т. п. При вакантности епископской кафедры в епархии, в которой имеется В., указы из Св. синода исходят на имя епископа-В. В силу исключительных местных обстоятельств некоторые викарные архиереи с подчиненными им духовными правлениями действительно ведут церковное управление в известном местном районе. Таковы викарий Холмско-Варшавской епархии - епископ Люблинский, который производит управление и духовный суд в пределах бывшей греко-униатской Холмской епархии, и викарий Иркутской епархии - епископ Читинский, который заведует епархиальными делами Забайкальской области. В совершенно исключительном положении находится викарий Рижской епархии, епископ Ревельский, который не подчинен своему епархиальному епископу и проходит епископскую должность в Японии, где он и пребывает. В настоящее время при митрополите Новгородском, С.-Петербургском и Финляндском состоят 4 викария - один для епархии Новгородской и 3 для епархии С.-Петербургской; при митрополитах Московском и Киевском - по 3 викария; в 5 епархиях (Вятской, Грузинской, Иркутской, Литовской и Херсонской) существуют по 2 викария и в 21 епархии - по одному викарию. О положении викарных епископов с точки зрения канонической ср. Н. Суворова, "Курс церковного права" (Яросл., 1890, ч. II).

Викарий - это епископ. Епископ - это архиерей. Стало быть, это одно и то же, и архиерей - это викарий? Нет, не всегда. Запутались? Тема, действительно, сложная, на первый взгляд.

Но всё же в православной Церкви есть чёткие различия между этим понятиями. Если их один раз понять, то станет ясно, кто может носить титул епископа, кто викария, кто архиерея. Тема статьи - викарный епископ (он же викарный архиерей).

Викарий - это епископ, заместитель и помощник епархиального архиерея

Викарий - это должность в христианской церкви. В православии викариями называют помощников епархиальных архиереев (епископов, управляющих епархией).

Количество викариев при этом не одинаково в разных епархиях и зависит от потребности в них конкретной епархии.

Слово «викарий», как и многие другие церковные понятия, возникло в античности и первоначально имело другое значение. Викарий - это должность управляющего диоцезом, а диоцез - это территориальная единица, часть префектуры. Примечательно, что викарий по сей день сохранил то же двойственное положение:

  • с одной стороны он управляющий частью территории;
  • с другой - лишь заместитель и представитель того, кому помогает, настоящего начальника на этой территории - префекта.

Так и сейчас викарий - лишь помогающий в управлении, лицо подчинённое епархиальному архиерею, который и является главой всей епархии.

Формально и архиерей, и викарий - это епископы, преемники учеников Христа. Но викария часто называют викарным епископом, чтобы подчеркнуть его административную подчинённость вышестоящему архиерею.

В средневековье функцию викариев исполняли хорепископы, у них было больше полномочий

Викарии в средневековье именовались иначе. Их называли хорепископами. Это не совсем то же самое, но очень близкая по функциям должность. Её задача - помогать епископам.

Вместо епархий были епископии, и во многих из них имелись хорепископы. Обычно их назначали по количеству городов и мелких поселений. Это были предстоятели. Их задачи можно определить так:

  • управлять вверенной церковью;
  • ставить на место местное клир;
  • следить за порядком;
  • распоряжаться приходским хозяйством и имуществом.

И всё же между хорепископами и викариями нельзя поставить знак равенства. В чём викарный епископ ближе к древнеримскому административному викарию - это в своей несамостоятельности. Хорепископ - лицо подчинённое, но с большими полномочиями. Современный викарий таких привилегий не имеет.

Хорепископ обладал большими полномочиями, чем викарий сегодня.

Но хорепископы постепенно исчезли. Произошло это в IV веке. Такое решение приняли на Лаодикийском Соборе. Идея заключалась в том, чтобы сделать власть более централизованной - чтобы решения принимал сам епископ.

Поэтому руководство Церкви распорядилось так:

  • новых хорепископов не назначать;
  • старым дать спокойно дослужить положенное время, но ничего не предпринимать без разрешения вышестоящего начальства.

Титулярные епископы - прообраз викариев

Но долго епископы без помощников не смогли. Поэтому на смену хорепископам пришли титулярные епископы. Они очень похожи на викариев. Подчас понятия сливаются. Однако можно сформулировать различия, как они проведены в современном православии.

  1. Викарный епископ имеет титул города внутри епархии, по месту его пребывания. Он должен служить на этой территории.
  2. Титулярный епископ тоже имеет титул, но того города, в котором осуществить служение не может. Причины бывают разными. Например, если применено старое название города (скажем, екатеринадарский епископ вместо краснодарский - это, конечно, образно). Либо город может находиться на территории, где не исповедуют православие.

Однако далеко не все ориентируются в различиях этих должностей. В источниках можно встретить разные примеры употребления. Главное, что титулярный епископ приблизил появление викариев, стал их прообразом.

На Руси функцию викария сперва выполняли наместники-миряне и пресвитеры, но потом стали назначать епископов

На Руси проблему с местным церковным управлением решали по-разному. Распространение получили два варианта:

в этом году был утвержден институт викариев

  • назначали наместника в сане пресвитера;
  • избирали наместника из знати, то есть мирянина.

Прообразами викариев можно назвать епископов, которые помогали митрополитам. Например, таковым был святитель Алексий. Он не имел своей епархии, но участвовал в управлении областью, где руководил митрополит Феогност.

Решающим шагом к утверждению института викариев в 1698 году стало решение святейшего патриарха Адриана и Петра I назначить помощника киевскому митрополиту Варлааму - епископа Захарию Корниловича. Ни Пётр I, ни патриарх Адриан не возражали. Однако помощник назывался не викарий, а коадъютор.

1-го викария Руси назначали с разрешения Петра I, называлась должность «коадъютор».

Сделали это из-за проблем со здоровьем тогдашнего митрополита.

В 1708 году впервые учреждена должность викария при митрополите Новгородском и Великолукском Иове. Им стал Архимандрит Иоиль Вязьмитянин. Принадлежал этот викарий, соответственно, к Новгородской епархии. Постепенно назначать викариев позволили в любой епархии, которая финансово могла это себе позволить. Однако шли на этот шаг лишь крупнейшие из них.

Повсеместное распространение викарии получили во второй половине XIX века.

После революции викарии обрели нынешний статус, сегодня они могут участвовать в Поместных и Архиерейских Соборах

После революции викарии ещё не имели должностных инструкций. Задачи и функции таких священников определялись на местах. Другими словами, они выполняли то, что требовал правящий архиерей.

Поэтому в разных местах викарии занимались не похожими друг на друга поручениями. Кто-то контролировал работу церковноприходских школ, кто-то следил за работой свечного завода.

Викариям определили в ведение часть епархии.

Именно в этот период Поместный Собор воплотил в жизнь идею, которая ждала своего часа целое десятилетие, - определил в ведение викариев части епархий.

Если прежде викария рассматривали исключительно как исполнителя, а управление чем-либо - его возможной задачей, то теперь ему для работы обязательно определяли часть епархии.

Этот ход позволял расширять влияние русской православной Церкви. Каждое викариантство потенциально могло преобразоваться в полноценную епархию. Но идею не удалось осуществить из-за гонений на Церковь.

В итоге викарии так не приобрели самостоятельный статус и до сих пор осуществляют «полусамостоятельное» управление, а также выполняют поручения правящих архиереев.


Сегодня в русской православной Церкви викарии входят в состав Поместного Собора и Архиерейского собора. Викарный епископ имеет право голоса на Архиерейском Соборе, если он соответствует какому-либо из требований:

  • глава синодального учреждения;
  • глава духовной академии;
  • имеет каноническую юрисдикцию над какими-либо приходами (управляющие приходами в США, Канаде или Китае).

Викарий имеет много обязанностей: от ведения переписки до помощи архиерею в управлении епархией

Сегодня православный викарий выполняет следующие обязанности:

  • отчитывается в епархию о финансовой жизни вверенной ему части епархии;
  • решет конфликты и рассматривает жалобы;
  • составляет графики отпусков клира и передаёт их в епархию;
  • отстраняет от должности клириков за проступки;
  • обращается в епархию с предложениями об открытии новых монастырей или приходов;
  • выдвигает кандидатуры для рукоположения, но сам не может посвящать;
  • даёт рекомендации для поступления в духовную семинарию или духовную академию;
  • может направить клириков на срок до месяца на временное служение в храм;
  • несёт ответственность за уровень образования всех работников храма, обязуется направлять их на обучение, если это необходимо;
  • сообщает в епархию, если считает, что какого-то приходского священника или иных служителей прохода нужно наградить;
  • контролирует исполнение распоряжений епархиального архиерея;
  • ведёт корреспонденцию от лица вверенного ему приходу, отвечает на письменные и иные виды запросов;
  • по мере необходимости участвует в богослужениях;
  • посещает монастыри и приходы на вверенной ему территории. Периодически совершает в них службы;
  • согласует с епархией вопросы назначения кандидатов на различные должности в приходе;
  • несёт уголовную, административную и церковную ответственность за свои действия, либо невыполнение должностных обязательств;
  • иными способами помогает в управлении епархиальному епископу.

Викарный епископ не может сам принять решение о рукоположении.

Необходимо благословение того архиерея, которому викарий помогает в управлении его епархией.

Викарии могут участвовать в Соборах, куда допускают клириков и мирян. Но в ряде православных церквей (Сербской, Американской и т.д.) им запрещено посещать архиерейские Соборы.

Викарием может быть не только епископ, но и архиепископ, и даже митрополит

В русской православной Церкви есть традиция давать викарному епископу титул одного города. А вот епархиальные архиереи могут иметь в титуле названия нескольких областей и населённых пунктов.

Даже митрополит может быть викарием.

При этом викарий - не всегда просто епископ. Его сан никак не влияет на должность. Среди викариев вполне могут встречаться следующие представители высшего духовенства:

  • епископы;
  • архиепископы;
  • митрополиты.

Перечислять все кафедры викарных епископов в России бессмысленно. Эта информация быстро устаревает, поскольку каждый день могут назначить нового викария или упразднить старую должность.

Викарии есть и в других православных Церквях

Викарии есть не только в русской православной Церкви. Они встречаются и в других православных конфессиях: в Грузинской, в Сербской, в Американской, в Болгарской и т.д. Не всегда их называют викарными епископами. Например, в Александрийской православной Церкви функцию викария выполняет титулярный епископ.

Но в разных странах в отношении викариев могут действовать особые правила, чуть отличающиеся от того, что описано в этой статье.

В протестантской церкви викарий - помощник священника.

У католиков викарий - это и помощник священника или епископ без епархии, помогающий епархиальному епископу.

Также слово викарий употребляется в других значениях. Например, викарий - титул Римского папы, который по каноническому праву - заместитель Христа.