Повседневная жизни мусульман. Мусульманская семья: жизнь по ролям

21 ноября в Духовном управлении мусульман РБ состоятся выборы нового муфтия и председателя управления. Это мероприятие обещает стать историческим событием - Нурмухамет-хазрат , занимавший пост в течение четверти века, может быть впервые не переизбран.

Первый заместитель Духовного управления мусульман РБ Айнур Арсланов в преддверии события рассказал, чем сегодня живёт мусульманская умма, какие проблемы предстоит решать новоизбранному муфтию и кто, по его прогнозам, может претендовать на этот пост.


- Айнур-хазрат, спрошу в первую очередь о наболевшем - о строительстве мечети "Ар-Рахим" на проспекте Салавата Юлаева. Реализация этого амбициозного проекта неимоверно затянулась. Как решается вопрос?

Работа религиозных деятелей - заботиться о духовном здоровье своего народа и в правильном русле воспитывать подрастающее поколение. Строительство новых мечетей - это показатель продолжающегося возрождения ислама в регионе. Сегодня в республике более 150 мечетей находятся в стадии строительства. И повсюду помощь оказывают органы власти, спонсоры, различные организации и предприятия. Делается это исключительно в мирном и конструктивном русле, без привлечения коммерческих структур - посредников.

Строительство мечети по проспекту Салавата Юлаева, действительно, уже несколько лет не ведется. К сожалению, процесс строительства сопровождается скандалами и негативными высказываниями в СМИ. Постоянно звучат обвинения в адрес руководства ДУМ РБ. Я надеюсь, что после очередного съезда ДУМ РБ, где состоятся выборы нового муфтия, ситуация изменится.

Вокруг мусульманской уммы Башкортостана в последнее время происходит много событий, которые весьма неоднозначно преподносятся в СМИ. Хотелось бы понять, чем в действительности живут мусульмане республики и с какими проблемами сталкивается духовенство?

Сегодня в состав Духовного управления входит более 700 общин, которые есть в каждом районе республики. Среди мусульманской уммы страны статус нашей республики особый. Он обусловлен тем, что Уфа на протяжении многих лет является историческим центром российского ислама. Так, еще в XVIII веке по указу Екатерины II у нас было создано Духовное Собрание Магометанского закона. Буквально на днях ЦДУМ России будет отмечать 230-летие со дня своего образования. Пользуясь случаем, считаю своим долгом поздравить наших братьев.

Ислам в нашей республике отличается умеренностью и доброжелательностью. Работа имамов в мечетях состоит прежде всего в том, чтобы донести до людей принципы добра, взаимопонимания, терпимости и уважения к представителям других вероисповеданий, национальностей и мировоззрений.

Но, как в любом деле, есть и нежелательные исключения. В последние годы все чаще выявляются случаи негативных действий со стороны людей, которые свою агрессию и недобропорядочность прикрывают светлым именем ислама. С такими радикальными проявлениями надо бороться. Прежде всего - сосредоточить усилия духовенства и власти на развитии системы образования.


"Не бойтесь готовить «конкурентов"

- Как организована в ДУМ РБ система образования?

В управлении работают три медресе. Два из них в Уфе, причём одно действует как курсы повышения квалификации для работающих имамов, ещё одно - в Стерлитамаке. Этого явно недостаточно. Сейчас решается вопрос о возобновлении строительства медресе в Сибае, необходимого там как воздух. Более сотни молодых людей из Зауралья, где сосредоточена почти половина приходов ДУМ РБ, учится основам ислама в Оренбурге, Татарстане, Челябинске и других регионах. А потом и остаются там работать. В то время как почти сотня мечетей в республике не имеет хазратов.

Еще одна проблема - возраст наших уважаемых имамов. Мы их очень уважаем и благодарим за то, что несмотря на трудности, они работают в мечетях и несут людям свет. Однако, я считаю, каждый имам должен хотя бы раз в год направлять на обучение в наши медресе по одному молодому человеку, не опасаясь, что готовит себе "конкурента". Работы хватит для всех. И курировать эту работу должно ДУМ РБ.

- Как вы относитесь к тому, что многие уезжают получать исламское образование за рубеж?

Похвально желание получить более широкое образование, но, считаю, сначала надо заложить базу у себя дома. Второй совет желающим отправиться на обучение за границу - надо выучить иностранный язык. По своему опыту знаю: без него там делать нечего. Кроме того, отправлять за рубеж необходимо по рекомендациям Духовного управления, оно же должно контролировать и сам процесс. А по возвращению ребят из-за границы - не терять с ними связи, помогать в трудоустройстве после прохождения необходимой аттестации – проверки их знаний.

Говоря о религиозном образовании, хочу поблагодарить за сотрудничество наших коллег из БГПУ имени Акмуллы и Башкирского государственного университета. Эти вузы помогают в проведении курсов повышения квалификации для имам-хатыбов, занимаются развитием исламской теологии, религиоведения, востоковедения, обучения арабскому языку. В БашГУ готовят студентов по специальности "Теология".

Беда в том, что зачастую и проходящие курсы повышения квалификации, и обучающиеся в светских вузах студенты заранее не планируют работать на местах в качестве имамов. А в мусульманских приходах возникают проблемы с кадрами.

Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием: люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем. Пользуясь такой ситуацией, некоторые люди пытаются обучать верующих некому своему представлению об исламе, стремясь даже открывать для этого свои учебные заведения. При этом их не смущает ни противозаконность действий, ни отсутствие религиозного образования, ни специальной разрешительной документации.

Я думаю, что обучение будущих имамов должно происходить только в официальных медресе, которые находятся в подчинении духовных управлений. Так мы сможем контролировать и качество и содержание их образования.


"Должность муфтия - огромная ответственность"

Недавно появились публикации и видеообращения, в негативном ключе оценивающие работу молодежного отдела ДУМ РБ, вплоть до попыток ассоциировать его с деятельностью ОПГ. Можете это прокомментировать?

Говорить можно, что угодно. А что на деле? Работа молодежного отдела ДУМ - на глазах всей республики, она подробно освещается в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях. И получает положительные отзывы мусульман и населения региона. Так, республиканская духовная акция "Ислам – против экстремизма!" стала пилотным проектом, который взяли на вооружение многие регионы страны. Наши молодежные форумы приобрели статус межрелигиозных, и многие акции мы проводим теперь совместно с нашими православными братьями. Это и есть главная и объективная оценка нашей работы.

Кстати, человек, который так усердно перед камерой поливал мусульманскую молодежь грязью, был изгнан из рядов молодежного отдела за пристрастие к наркотикам и попытки их распространения среди молодежи. Аллах ему судья!

На прошедшем пленуме ДУМ РБ были выдвинуты четыре кандидата на пост муфтия. Вас, несмотря на ожидания многих мусульман, среди них не оказалось. Почему?

Во-первых, должность муфтия и председателя ДУМ РБ - это огромная ответственность перед мусульманами и Всевышним. Я это совершенно чётко и ясно осознаю.

Во вторых, помимо безупречной репутации, чистоты помыслов и авторитета среди населения и мусульман республики, человек, занимающий эту должность, должен обладать очень большим авторитетом, опытом и высокими познаниями в области светских и исламских наук.

Я с большим уважением отношусь ко всем кандидатам на пост муфтия, но, думаю, что над этими двумя критериями стоит задуматься некоторым кандидатам, особенно тем, которые развили бурную агитационную деятельность в социальных сетях.

Мое мнение – мусульманскую умму республики должен возглавить мудрый аксакал, имеющий большой опыт, воспитавший не одно поколение духовных лидеров и обладающий всеми перечисленными выше достоинствами. Перед ним стоят огромные задачи и ряд проблем, накопленных годами и требующих немедленного решения.

Считаю, что на сегодня наиболее подходящей кандидатурой является Агляметдин-хазрат Газизов , многое сделавший для развития мусульманской уммы. И знаю, что многие имамы придерживаются такого же мнения. Думаю, что все сделают правильный выбор.

Одним из самых главных вопросов, которые человек задает себе на протяжении всей жизни, – это в чем смысл жизни и цель существования? Согласно Корану, человек был сотворен на Земле, чтобы использовать свой огромный потенциал и выбрать путь, согласно которому он будет испытанным.

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67: 2).

В Коране сказано, что смысл жизни человека на свете жить так, как хочет того его Создатель: в подчинении и поклонении одному Ему. Но это не потому, что Аллаху нужно поклонение человека, а потому, что человек нуждается в поклонении единому Всевышнему, что является наиболее естественным для него. И только так человеческая жизнь будет следовать правильному курсу, даруя ей покой и счастье.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51: 56-58).

Человеку дана способность слуха и зрения (Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. 76: 2), глаза и губы (Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? 90: 8-9), как и способность размышлять и отличать правильное от неправильного посредством свободы воли.

Свобода воли делает неизбежным то, что человек предстанет перед судом. Человек понесет наказание за свое поведение и столкнется с последствиями того, как он прожил свою жизнь. Очевидно, чтобы этот суд был справедливым, он должен состояться по окончании его земной жизни и Тем, кто даровал эту жизнь, кому ведома каждая вещь. Только так состоится справедливый суд, наказание или награда за все, начиная от потаенных мыслей и заканчивая последствиями поступков.

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы, и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23: 115-116).

Следовательно, конечная судьба человека свершится в будущей жизни – ахирате. Каждый предстанет перед судом, самым честным, справедливым и беспристрастным. Никому не будет предъявлено несправедливого решения.

«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (4: 40).

«О те, которые не уверовали! Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали» (66: 7).

Каждая вещь в нашей жизни записывается. Даже самые мелкие грехи предстанут перед нами в День Суда. Это будет конечный суд, которого невозможно избежать. Рай станет наградой за добро, Ад – наказанием за свершение плохого.

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь» (13: 35).

Как живут мусульмане за многие тысячи километров от нас, на другом полушарии планеты? О чём они просят Всевышнего в своих сокровенных дуа? Какие цели ставят перед собой? Что тревожит их сердца, а что заставляет радоваться? Какие они, мусульмане, живущие на островах, омываемых двумя океанами, где головокружительная красота граничит со смертельной опасностью? Об этом нам расскажет Фахд аль-Анторох.

Он родился и вырос в Индонезии, сейчас работает в одной из крупнейших благотворительных организаций Турции . Фахд искренне надеется, что когда-нибудь мусульмане всего мира научатся взаимопониманию, ведь мы знаем, как сказать друг другу о самом главном, о вере в Единого Бога. Сегодня Фахд аль-Анторох расскажет нам, как живут мусульмане в стране райских островов и огнедышащих вулканов и что они думают о России.

– Фахд, ас-саляму аляйкум! Расскажи нам, пожалуйста, немного о том, как религия Единобожия – Ислам – пришла в Индонезию.

– Ва аляйкуму ссалям! Как рассказывают учёные, первое знакомство населения Индонезии с мусульманской религией началось в середине VII в. Это проходило в два этапа. С VII по XIII век наши предки узнавали мусульманскую религию . А начиная с XIII века индонезийцы начали массово принимать Ислам .

Всё это привело к тому, что с XIII века на Малайском архипелаге начали складываться мусульманские государственные образования. Этот процесс начался с северо-восточного побережья острова Суматры (княжества Самудра – Пасей, Педир, Перлак, Ару).

– Сейчас Индонезия притягивает туристов и экстремалов со всего мира. Они отдыхают на ваших островах, зачастую пропагандируя противоречащие Исламу ценности. Не попадает ли ваша молодёжь под их влияние? Как удаётся Индонезии быть открытой для мира, но при этом жить по законам Божьим?

– – одна из самых густонаселённых стран мира, где проживают около 24 миллионов человек . 87% населения Индонезии – мусульмане , а остальные – христиане, индуисты, католики, буддисты. В определённой части нашей страны, где большинство людей не являются мусульманами , например Бали (наиболее популярное международное туристическое направление в Индонезии), люди живут не так, как принято в мусульманском обществе. Но и там находятся те верующие, которые, несмотря ни на что, живут по нормам Ислама . Как я уже сказал, родители стараются обучить детей исламским наукам. Потом они поступают в школы, высшие учебные заведения. К тому моменту, когда они сталкиваются с окружающей действительностью, они имеют уже достаточный багаж духовных знаний, обладают нравственным стержнем, чтобы противостоять всем соблазнам этого мира.

– Насколько остро в Индонезии существуют проблемы, которые актуальны для подростков всего мира: непослушание родителям, наркомания, алкоголизм? А может, этих проблем в Индонезии не существует?

– Расскажите, пожалуйста, о провинции Ачех: чем она отличается от всей Индонезии?

Дай Аллах, чтобы мусульмане России и Индонезии узнавали друг друга всё лучше и лучше! И да поможет нам Господь в наших благих делах!

Беседовала Сафия Фокина

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Мусульманская женщина не позволит себе выйти на улицу неподобающе одетой: с открытыми руками выше кистей, ногами выше ступней, с декольте или обнаженной спиной. Тело по нормам ислама должно быть полностью закрытым, чтобы не вызывать плотских желаний у посторонних и тем самым не унижать достоинства правоверной. Но даже ношение хиджаба имеет свои нюансы. Его ткань не должна быть кричащей, слишком яркой, расшитой жемчугами и пр. Это признак безнравственности и стремления к роскоши.

Особым требованием является соблюдение чистоты во всех смыслах. Мусульманка не может себе позволить выйти замуж недевственницей. В этом случае ее ожидает ужасный позор с самыми трагическими последствиями. Согласно Второзаконию (22:13–21) такую женщину следует забить камнями до смерти.

Мусульманка не может позволить себе ходить в грязной и неряшливой одежде, потому что Аллах завещал блюсти телесную чистоту. Женщина не станет и слушать грязные речи, рискуя тем самым осквернить свой слух и помыслы. В исламе нечистые мысли и намерения (ният ) являются таким же тяжким грехом, как и нечистые действия.

Мусульманка также не позволит себе пить алкоголь. Это запрещено Кораном. Правоверная мусульманка не сядет за один стол с мужем и его друзьями. Женщины в исламе принимают пищу и не протяжении дня обычно находятся на женской половине дома.

Также дамы не позволяют себе разгуливать по городу без сопровождения и никогда не заходят в заведения, предназначенные для мужчин (всевозможные чайные, кафе и пр.). Истинная мусульманка строго придерживается требования целомудрия, чистоты, богобоязненности, скромности и контролирует не только свое поведение, но и мысли.

Аудио версия настоящей статьи:

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об .

Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры» . Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный» .

Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов - Юсуфу аль-Кардави: «Мы - мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена - на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую».

Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют.

Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов . Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли».

В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности» .

Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» - достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным. Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным» . Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и . Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное Творцом является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости . Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего .

Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы.

В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период , в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное - время, формы, периодичность - по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

- «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода» ;

- «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища] , или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад» .

Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху : «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)» .

Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти. В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание. Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально.

В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши - нива для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану.

Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне. Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена - караема. Верность - вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] - милостыня», - сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»

То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока.

Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы.

2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» - такого нет.

3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития?

2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит.

2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Разрешается.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается . У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар) упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц - мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя , и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это - границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» ().

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350–353.

Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

В Священном Коране или через Сунну Пророка.

В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74–76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум - сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум - мгновение. Максимум - шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное - не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531–533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

Нива - засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

«Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4).

В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1–4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522.

В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

Это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».